Предпосылки возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции. С одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философией, – с другой. Порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, профессор Корнельского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, по скольку индийцы ни когда в своем духовном развитии не выходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова по его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………...3
1. Источники и исторические типы………………………..……..……6
2. Предпосылки возникновения философии……………….........…....10
3. Благоговение перед живым, перед жизнью и природой…………...22
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………..…31

Файлы: 1 файл

ФИЛОС.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Наиболее философичными  из всех частей Вед являются "Упанишады", которые осмысливают природу  и смысл жертвоприношений, явлений, относящихся к Человеку и божеству. В "Упанишадах" впервые делается попытка проникнуть в глубинные  основания микрокосма, называемого "атманом", и макрокосма, обозначаемого  термином "брахман". Последний  имеет множество значений и несет  большую смысловую нагрузку в  индийский религиозно-философской  культуре. Достаточно напомнить о  философии брахманизма. Брахман - высшее начало, абсолют. Он вне пространства и времени, вне причинно-следственных отношений. Все, что есть в мире, исходит  из Брахмана. Это абсолютное, духовное начало, из которого возникает все сущее. Вне Брахмана нет ничего. В нем, как в зародыше, заключено будущее бытия.

Таким образом, в ведической философской литературе Брахман  выполняет роль первоначала, всеобщей субстанции, не имеющей вне себя оснований, поскольку сам выступает  основанием всего сущего.

В "Упанишадах" Брахман - макрокосм неотделим от атмана - микрокосма. Атман - своего рода духовная психическая субстанция. Атман - "душа" происходит от корня "as" - дышать. Дыхание передает ту сложную связь, которая существует между материальным и идеальным. От него зависит сама жизнь, без дыхания нет жизни, прекращается дыхание - прекращается жизнь.

Таким образом, атман в "Упанишадах" выполняет роль субъективного начала, души и предстает как деятельная сущность мира. Познать особенности  взаимосвязи атмана - человека - микрокосма с Брахманом - сутью бытия - значит познать тайну человека и бытия. В процессе обсуждения этой фундаментальной  проблемы анализируются роль чувств, ума, действие атмана во время бодрствования, во время сна и тогда, когда  человек ничего не чувствует, отключается  от всех связей, сливается с всеобщим, универсальным атманом. Человек  глубже всего познает не тогда, когда  бодрствует, действует, занят повседневными  делами, и не тогда, когда спит и  видит сны или спит без сновидений, но тогда, когда он отрешается от всех форм отношений. Именно в этом абсолютно  безмятежном состоянии он постигает  истинный смысл, сливаясь с универсально-всеобщим и обретая вечность и неизменность.

Тем самым брахманизм как  философско-мировоззренческая концепция  ориентирована в ту же сторону, что  йога и буддизм, которые стремятся  увести человека от страданий и треволнений  жизни.

2.2 Философские школы Древней Индии

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный  с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой  для появления ряда учений или  школ, которые подразделяют на две  большие группы. Первая группа - это  ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

Основные ортодоксальные учения древнеиндийской  философии:

1. Веданта (“завершение вед”) (IV-II в.в. до н.э.)

Основные положения Веданты  изложены Бадараяном в сочинении  Веданта-сутры. В ведантах существует два направления – адвайта  и вишишта-адвайта. Основателем адвайты  был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление  о многообразии предметов и явлений  вселенной является результатом  неведения – кроме бога все  является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и  откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием  стоит единое божество. Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека – освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

2. Миманса (VI в. до н.э.)

Цель Мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные  положения должны быть логически  обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

3. Санкхья (VI в. до н.э.)

Данное учение признает существование  двух первоначал во вселенной: материального  – пракрити (материя, природа) и духовного  – пуруши (сознание). Материально  начало находится в постоянном изменении  и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход  жизни живого существа, в котором  оно находится, так и процесс  эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального  начала зависят от того, в каком  соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования  материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к  появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с  духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства “Я”. Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

4. Ньяя (III в. до н.э.)

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая  из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной  существует бесчисленное множество  душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут  быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание  атомов и вызывает связь душ с  атомами или освобождение душ  от атомов. Учение признает четыре способа  познания: ощущение, вывод, аналогию и  свидетельство других людей.

5. Вайшешика (с санскрита – “особенность) (VI-V в. до н.э.)

Учение устанавливает  семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. “Субстанция”, “качество” и “действие” существуют реально. “Общность”, “особенность”  и “присущность” – продукты умственной деятельности. Категория  “особенность” играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир  состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика  выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и  воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

6. Йога (II в. до н.э.)

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских  школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для  осознания собственного единства. При  успешном овладении медитацией, человек  приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой  после целого ряда физических и психических  упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого, йога включает в себя и правила  приема пищи. Пища делится на три  категории соответственно трем гунам  материальной природы, к которой  она относится. Например, пища в гунах  невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость  выработки терпимости по отношению  к другим учениям.

 Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

1. Джайнизм

Перейдем к характеристике неортодоксальных философских школ Древней Индии. Таковой является джайнистская, возникшая в VI в. дон  э. Целью джайнизма является достижение такого образа жизни, при котором  возможно освобождение. Главным признаком  души у человека джайнизм считает  развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что  душа склонна отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что  по природе душа совершенна и возможности  ее безграничны, в том числе безграничны  и незнания: душа (скованная телом) несет в себе также и бремя  прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанности и страстях. Но здесь огромная роль знания, только оно способно освободить душу от связанностей, от материи. Но знание это передается духовными учителями, которые победили (отсюда - Джина-Победитель) собственные cтpaсти и способны научить этому  других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.

Цель учения джайнизма - “освобождение”, оно должно привести к полной несвязанности  материей. Это достигается с помощью  аскетизма.

2. Буддизм

Философия буддизма относится  к неортодоксальным школам Древней  Индии, она возникла в VII -VI вв. до н.э.

Основное содержание учения изложено в “четырех благородных  истинах” (или учении о “градациях”): жизнь есть страдание, страдания  следуют за желаниями, путь избавления от страданий - путь избавления от желаний, следование учения буддизма.

Страданием в буддизме называлось все, что связано с  повседневной жизнью, и сама жизнь, oт рождения до смерти. Но страдание - это закон бытия. Прекратить страдания  возможно только тогда, когда человек  избавляется от слепой привязанности  к земной жизни, повлекающий ею в  свой вечный поток непрерывно сменяющих  и порождающих друг друга событий. Избавление от страданий достигающееся при получении состояния угасания, затухания сознания, исчезновения страстей и желаний. Оно называется в буддизме нирваной. Достижение нирваны возможно с помощью строгого соблюдения принципам “праведной” жизни и усвоению истины о вечной изменчивости бытия.

Некоторые положения буддийского  учения представляют интерес с философской  точки зрения. Таковы учения о всеобщей изменчивости, отрицание существования  души как особой сущности и признание  наличия лишь потока постоянно сменяющих  друг друга состояний сознания.

Принципы “праведной”  жизни изложены в практической части  учения буддизма. Это требования этического совершенствования, или учение о  “восьмеричном пути спасения” (о  восьми “добродетелях”): о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и  невозмутимости и т.д. Буддизм не стремился к устранению внешних  причин страданий в реальной жизни, разумеется, а был тоже своеобразным индивидуальным путем.

Как видим, буддизм имеет  много общего с принципами, провозглашенными в Упанишадах и Бхагавад-Гите. Своеобразие  этой школы состоит в том, что  она отрицает идею субстанциональности  бытия, выраженную в понятиях Бога и  духа Брахмана, атмана, пуруши. Она основывается на положении философии о том, что все многообразие бытия связано  цепью единой причинно-следственной зависимости. Отрицание субстанциональности всего сущего и его конкретных форм привело буддизм к идее об их относительности, нереальности, к мысли о том, что сами по себе они ничто и пустота - т. е. шунья.

Будда (основатель буддизма, царевич Гаутама) считал крайностями  безудержную погоню за мирскими наслаждениями, и аскетическое умерщвление плоти, самоистязание. Он осуждал ведические ритуалы, преклонение перед авторитетами и считал, что всякий человек способен достичь спасения независимо от того, к какой варне принадлежит, он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности.

3. Локаята (Чарвака).

Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, ряд постулатов приписывают  Чарваке (поэтому иногда это учение называют “Чарвакой”). В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование какого-либо другого мира, кроме материального.

2.3 Философия послеведического периода.

Основной источник философской  мысли этого периода обширная эпическая поэма “Махабхарата”, которая состоит из 18 книг. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, в “Махабхарате” появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепций составляют положение о практике (материи, природе), как источнике всего наличного бытия (в т. ч. и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуруше (именуемом также Брахманом, атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал. Вся послеведическая культура по своей смысловой интенции и проблематике проникнута духом брахманизма, джайнизма и буддизма. Во всех этих концепциях человек - главный объект осмысления, но не как человек в многообразии его отношений с природой и социумом, а как отдельный индивид, подчиненный высшим целям. Жизнь надо прожить так, чтобы в конце концов достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Информация о работе Предпосылки возникновения философии