Предупреждение конфликтов и стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………….……3
2.Что такое конфликт……………………………………………….………..7
3.Типы конфликтов (типология) и стадии развития………………….……8
4.Причины конфликта…………………………………………………..…...12
5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации……………………...…14
6. Методы разрешения конфликтов…………………………………….…..19
7. Стресс. Понятие. Природа…………………………………………….….23
8. Причины стресса…………………………………….……………………25
9.Стадии стресса…………………………………………….……………….28
10.Методы борьбы и профилактика стресса………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..32
Литература…………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

рефират.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Каждый конфликт в  своем развитии проходит несколько этапов:

  1. Явному  проявлению конфликта предшествует период открытого его созревания, в процессе которого происходит формирование готовности к конфликту как минимум у одного из его будущих участников.
  2. Переход к реализации конфликта. Этот этап чётко очерчен во времени. Это момент, когда происходит инцидент: кто-то из участников берёт на себя инициативу конфликтных действий.
  3. Реализация, развитие конфликта. Для него характерны 3 основные варианта течения:

а) Логическое,  развитие. Конфликт развивается спокойно, последовательно. При таком развитии в поведении участников прослеживается определённая логика. Развитие происходит по этапам.

   б) Бурное развитие. Конфликт стремительно набирает силу, сметая преграды на своём пути. Конфликт сопровождается новыми обстоятельствами, упрёками, угрозами, оскорблениями, не говоря уже о разрастающемся реальном ущербе, причиняемом сторонами друг другу.

  в) Взрывное развитие. Наступает после значительного накопления энергии на первом этапе. Субъект долго сдерживается и накапливает энергию, в конце концов даёт волю своим эмоциям. Конфликт достигает максимума.

   

 

 

 

 

4.Причины возникновения   конфликта

 

Причинами возникновения  конфликтов могут быть различия целей, психологическая несовместимость  партнеров, недостатки в организации переговоров, неудовлетворительные коммуникации, некомпетентность, неполномочность и многое другое. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение.

Существуют неизбежные источники конфликта, зависимые  от ряда внутренних и внешних факторов. Ниже рассмотрены некоторые часто  встречающиеся причины и подходы к минимизации конфликтов.

Если конфликт возникает  из-за недостатков в общении –  непонимания друг друга, то оптимальный метод его решения – разъяснение позиций сторон. Люди с авторитарным характером, догматичные быстрее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте снижают уровень взаимопонимания и сотрудничества. Плохо организованные потоки информации тоже служат причиной конфликтов – неоднозначность критериев качества, неспособность определить должностные обязанности и функции, предъявление взаимоисключающих требований.

По мере того как организация  становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий расширяется. Подразделения сами формулируют свои цели, уделяя большее внимание их достижению, нежели достижению целей всей организации. Когда налицо противоречивость целей, эффективен метод принятия принципиально новых решений. Стороны отказываются от своих первоначальных требований и переводят переговоры в новое русло. Это очень эффективно, когда обе стороны учитывают интересы друг друга и настроены на достижение согласия.

Целесообразно бывает и уклонение от конфликта, что происходит тогда, когда обе стороны, стараясь не попасть в конфликтную ситуацию, снимают предложения, вызывающие конфликт.

Используют также сглаживание конфликта в расчете на то, что ситуация разрешится сама собой. Это бывает, когда причина несогласия является малозначительной.

Стиль сотрудничества отличается большим желанием объединить усилия сторон. Здесь важно рассматривать конфликт, как нормальное явление, ведущее к творческому решению - способность проявлять доверие в отношении других и осознание равного права оппонента на собственную точку зрения.

Весьма эффективна концепция обоюдного выигрыша, когда предлагаемое решение учитывает интересы сторон. Такая стратегия укрепляет и улучшает взаимоотношения.

Немалый успех может  принести применение технологии малоконфликтного поведения, которое основывается не на власти, а на кооперации; не на поиске «козла отпущения», а на помощи и личном примере. Необходимо ценить время своих коллег, быть пунктуальным, нельзя критиковать ради критики – строгость и требовательность должны быть обоснованы. Очень важна вежливость, ведь человек всегда внутренне протестует против грубости.

Подавление  конфликта связано с предъявление ультимативных требований или с имитацией ухода с переговоров. Силовые методы используются при высокой заинтересованности в разрешении спора, но без учета позиций другой стороны. В отдельных случаях силовое давление помогает в достижении индивидуальных целей, но вызывает отрицательное впечатление у оппонента.

 

 

5.Стратегия  поведения в конфликтной ситуации

 

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти  адекватный способ его разрешения, то целесообразно ознакомится с  разработанной К.У.Томасом и Р.Х.Килменом стратегией поведения в конфликтной ситуации и осознательно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств. Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

  • конкуренция или соперничество;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • игнорирован или уклонение.

       Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса – Килмена, позволяющую проанализировать конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения. Она в свою очередь позволяет для каждого человека создать свой собственный стиль разрешения конфликта.

 

 

 

 

 

Ниже приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию  того или иного стиля в зависимости  от конкретных ситуаций и характера  личности человека.

 

Стиль конкуренции  или соперничества.

Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной  ситуации. По статистике 70% всех случаев  в конфликте – это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь  собственных интересов. Из этого  проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом властью. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

      • обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
      • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
      • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
      • взаимодействуйте с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь  в виду, что эта стратегия редко  приносит долгосрочные результаты, так  как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки его воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Этот стиль не может  быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Известно, что брак, в котором одна сторона подавляет другую, приводит к неразрешимым противоречиям или даже полному разрыву. Не следует использовать этот стиль в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника и вы не имеете достаточных аргументов, чтобы доказать ее.

 

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

      • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
      • у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
      • основной целью является приобретение совместного опыта работы;
      • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
      • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

 

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.  Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. 

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в  следующих ситуациях:

      • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
      • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
      • вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
      • компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

 

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

 

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.  В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

 

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может  быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

      • важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
      • предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
      • считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
      • осознаете, что правда не на вашей стороне;
      • чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

 

 

 

 

6.Методы разрешения  конфликтов

 

 Всю совокупность  методов в зависимости от типов  моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы. Первую условно назовем группой негативных методов, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные» методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это — в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов относительно, условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга.

Рассмотрим некоторые  методы, применяемые в борьбе конфликтующих  сторон. Один из таких методов —  достижение победы вследствие получения  необходимой свободы действий. Этот метод реализуется следующими приемами: созданием свободы действий для себя; сковыванием свободы оппонента; даже ценой некоторых материальных или других потерь, приобретение лучших позиций в противоборстве и т.д. Например, эффективным приемом дискуссии является навязывание противнику в качестве предмета дискуссии таких вопросов, в которых он мало компетентен и где он сам себя может скомпрометировать.

Информация о работе Предупреждение конфликтов и стресс