Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:37, контрольная работа
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и отрицающие во имя этой цели автономию индивида. Коллективизм является общей чертой тоталитарных систем, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.
Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством. Таким образом, индивидуализм — противоположность холизма, социализма, этатизма, тоталитаризма, коллективизма, коммунитаризма, и других идеологий, которые настаивают на подчинении индивидуума обществу.
Понятие коллективизма, индивидуализма, эгоизма……...2
Историческое развитие общества и принципы коллективизма, индивидуализма…………………………………………………….. 3
Коллективизм и индивидуализм с современном обществе………21
Коллективистическое или индивидуалистическое устройство общества определяет все сколько-нибудь существенные характеристики социальной жизни, начиная с государства, прав личности и ее автономии и кончая культивируемыми в обществе разновидностями любви.
Каждая новая эпоха воспроизводит коллективизм и индивидуализм, причем воспроизводит их в новой форме. Это означает, что ход человеческой истории не является прямолинейным, в частности он не является, вопреки Марксу и его сторонникам, последовательным восхождением от предыстории человеческого общества к его истории, наиболее полно отвечающей “природе человека”. Это не удивительно, так как даже история техники – это никоим образом не прямолинейная история, в ней существует не единое действие, но многие действия, многие отступления и многие “сложности”.
Об обычных
значениях понятий “
Против использования
терминов “коллективизм” и “индивидуализм”
в указанных их значениях иногда
выдвигается следующее
Это возражение против использования слов “коллективизм” и “индивидуализм” в новых смыслах, не вполне согласующихся с их повседневными значениями, оправдано только частично. В нем правильно обращается внимание на то, что многие понятия как обычного языка, так и языка науки имеют явную оценочную окраску. Их иногда называют “оценочными”, круг их широк и не имеет четких границ. К таким понятиям относятся, например, термины “наука” как противоположность мистике и иррационализму, “знание” как противоположность слепой вере и откровению, “теория”, “система”, “труд”, “рациональность”, “факт” и т.д. Введение подобных понятий редко обходится без одновременного привнесения неявных оценок. “Коллективизм” и “индивидуализм” – типичные оценочные слова, особенно в тех странах, где признание абсолютного приоритета некоторого коллектива или группы в сравнении с индивидом является одним из основных принципов социальной жизни.
В нашей стране слово “коллективизм” обычно несет с собой позитивную оценку, а слово “индивидуализм” – негативную. Вполне возможно, что оценочные составляющие этих слов повседневного языка в каких-то иных странах являются обратными. Можно предположить также, что в каких-то языках данные слова вообще не принадлежат к “хвалебным”.
Что касается отдельных авторов,
то некоторые из них со словом “коллективизм”
неизменно сопрягают самую
Чаще всего с коллективизмом
связывают резкое снижение уровня рационального
восприятия окружающей действительности,
внедрение в жизнь
Скрытый оценочный характер
“коллективизма” и “
Во-первых, как уже отмечалось, в этих новых значениях в языке социальных наук данные слова уже используются около ста лет и ни к каким недоразумениям это не привело. Физика когда-то тоже взяла “хвалебные” слова “сила”, “энергия” и др. из обычного языка и сделала их точными научными понятиями. Во-вторых, нет оснований говорить, что если в обычном языке “коллективизм” несет позитивную оценку, а “индивидуализм” – негативную, то в научном употреблении оценки, связанные с этими словами, меняются на противоположные. “Коллективизм” и “индивидуализм”, превращаясь в термины языка науки, становятся оценочно нейтральными.
В частности, в дальнейшем
изложении отнесение какого-то общества
к коллективистическому не предполагает
никакой отрицательной оценки этого
общества, точно так же, как эпитет
“индивидуалистическое” не означает
какой-либо похвалы тому обществу, к
которому он прилагается. Коллективистическое
устройство общества и индивидуалистическое
его устройство – два постоянных
полюса человеческой истории. Наивно было
бы отождествлять одну из данных крайних
форм общественного устройства со злом,
а вторую – с добром и заявлять,
что история каждого
О сходстве коллективизма и индивидуализма
Коллективизм и индивидуализм
представляют собой два крайних,
диаметрально противоположных способа
общественного устройства. В чистой
форме они проявляются только
в немногих обществах. Остальные
общества не являются явно коллективистическими
или открыто
Выделение коллективизма и индивидуализма как двух чистых форм (или полюсов) устройства общества не означает, конечно, что мировая история – это арена никогда не затихающей борьбы между данными формами. Коллективизм и индивидуализм противостоят друг другу как способы общественного устройства, но из этого вовсе не следует, что они непременно ведут открытую или тайную войну друг с другом. Коллективистические и индивидуалистические общества вполне могут мирно сосуществовать. Об этом говорит современная и почти вся предшествующая история. Противостояние коллективизма и индивидуализма сделалось особенно острым и дошло до войны только в XX в., когда мир стал особенно тесным, а коллективизм – особенно агрессивным. История не движется борьбой коллективизма с индивидуализмом, точно так же, как она не движется ни борьбой классов, ни борьбой наций.
Двухполюсность человеческой
истории очевидным образом
Между коллективистическим и индивидуалистическим обществами существуют принципиальные различия. Вместе с тем между этими двумя крайними типами общественного устройства имеется и определенное сходство. Это как раз то сходство, по поводу которого говорят: крайности сходятся.
Суть сходства коллективизма и индивидуализма, и в частности коммунизма и развитого капитализма, сводится к следующему:
– каждое из этих обществ
склонно представлять себя единственной
успешно развивающейся
– высшим своим смыслом
каждое из них считает научно-
– эти общества отрицают идею равноправия разных культур и их не приводимого к общему знаменателю разнообразия;
– своей задачей в отношении других культур данные общества считают подстегивание их поступательного движения в направлении кажущихся им очевидными целей;
– исключительную роль играет в этих обществах культ аналитической мысли и утилитарного разума;
– данные общества пренебрежительно
относятся к нетехническим
– упрощенная концепция
развития заставляет эти общества скептически
относиться к культуре прошлого, к
своеобразию существования
– данные общества склонны пренебрегать национальными различиями, акцентируя свое внимание на деятельности, которая является в сущности интернациональной;
– эти общества во многом утрачивают способность сомневаться в самих себе, они остаются глухими и к критике извне;
– культура в этническом значении, включающая обязательную приверженность незыблемой традиции, приносится ими в жертву культуре, понимаемой прежде всего как художественное и литературное творчество;
– данные общества отрицают то, что разные формы организации человеческой жизни и разные системы символического осмысления бытия достойны равного уважения.
Невозможность идеального общества
От социальной философии, изучающей социальные системы с точки зрения общей концепции развития общества, иногда требуют, чтобы она давала оценку конкретных систем. Очевидно, однако, что поиски наилучшего социального устройства связаны с финалистским истолкованием человеческой истории.
XX век со всей очевидностью
показал, что идеального
Кроме того, с точки зрения
общей концепции истории как
движения между двумя полюсами –
индивидуализмом и
Коллективизм индустриального общества (тоталитаризм) рассматривается не как временный отход некоторых обществ от некоей магистральной линии человеческой истории и не как исторический тупик, в который они попали по недоразумению или по злому умыслу каких-то вождей и политических партий. Коллективистическая форма устройства являлась для этих обществ естественным продолжением их предшествующего развития. Она была воспроизведением в современных условиях,– но уже в современном виде, отличающемся особой жестокостью,– того коллективизма, который является постоянным фактором человеческой истории. Побуждения сторонников современного коллективизма были, можно думать, искренними. Однако мечта о прекрасном мире, построенном на началах разума и справедливости, привела к совершенно неожиданным результатам. Как сказал Ф. Гельдерлин, “что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки человека сделать его земным раем”.
Информация о работе Принципы коллективизма индивидуализма эгоизма