Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:37, контрольная работа
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и отрицающие во имя этой цели автономию индивида. Коллективизм является общей чертой тоталитарных систем, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.
Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством. Таким образом, индивидуализм — противоположность холизма, социализма, этатизма, тоталитаризма, коллективизма, коммунитаризма, и других идеологий, которые настаивают на подчинении индивидуума обществу.
Понятие коллективизма, индивидуализма, эгоизма……...2
Историческое развитие общества и принципы коллективизма, индивидуализма…………………………………………………….. 3
Коллективизм и индивидуализм с современном обществе………21
Закрытое и открытое общества
К. Поппер проводит различие
между закрытым обществом и открытым
обществом. Первое – это племенное
или коллективистическое
“Закрытое общество сходно со стадом или племенем в том, – пишет Поппер, – что представляет собой полуорганическое единство, члены которого объединены полубиологическими связями – родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами. Это – все еще конкретная группа конкретных индивидуумов, связанных друг с другом не только такими абстрактными социальными отношениями, как разделение труда и обмен товаров, но и конкретными физическими отношениями типа осязания, обоняния и зрения”'.
Поппер подчеркивает, что переход от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которую прошло человечество.
Поппер называет закрытое общество “коллективистическим”, а открытое – “индивидуалистическим”. Однако смысл, придаваемый Поппером противопоставлению коллективистического (коллективистского) общества индивидуалистическому, не вполне ясен. Если коллективистическое общество – это архаическое, племенное общество, то его разумно противопоставлять только древнегреческому обществу, впервые выстроившему социальные отношения на основе индивидуализма и значительной автономии личности. Противопоставлять же архаический коллективизм современному индивидуализму имеет мало смысла, поскольку эти общества разделены тысячелетиями. Поппер высказывает, хотя и вскользь, мысль о том, что закрытых обществ с самой разной судьбой может быть много, в то время как открытое общество может быть только одно, и оно может только продвигаться вперед, если оно не хочет быть задержано и возвращено в неволю, в звериную клетку. С этой идеей единственности открытого общества перекликается мысль Поппера о современном западном обществе как прямом продолжении древнегреческого общества: “...когда мы говорим, что наша западная цивилизация началась с греков, мы должны осознавать, что же это означает. В действительности это означает следующее: греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно – в стадии перехода от закрытого общества к открытому”.
Все это не особенно ясно.
Современное
Если тоталитаризм продолжает античные коллективистические традиции, то его тоже можно назвать закрытым обществом.
Дополняя рассуждения Поппера недостающими звеньями, можно сказать, что в человеческой истории существуют и соперничают две тенденции: традиция закрытого общества, ведущая от племенного коллективизма через Средние века к современному тоталитаризму, и традиция открытого общества, ведущая от древнегреческой демократии к современному западному обществу.
Понятия “коллективистическое
общество” и “
Термин “открытое общество”,
широко употребляемый в современной
литературе, будет использоваться далее
для обозначения
Как показывает история, цель, которую ставит перед собой закрытое общество, всегда является утопической и не может быть воплощена в жизнь. Попытка реализовать высокую, но неосуществимую утопию – основной источник тех огромных трудностей и противоречий, которыми переполнено существование такого общества.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Два этих понятия постоянно идут рука об руку, являя собой живой пример различий в культуре и менталитете Запада и Востока. В вопросах, касающихся бизнеса, индивидуализм и коллективизм играют достаточно значимую роль для того, чтобы обращать на себя внимание и заставлять подробнее изучать данные элементы бизнес-культуры.
К культуре индивидуализма
чаще предрасположены западные страны,
где во время личностного роста
сотрудника деловая культура развивает
более самостоятельные и
Что же касается восточных стран, то они более расположены к коллективизму, так как менталитет и развитие личности направлены на подавление самостоятельности и осознание себя как части большей группы людей. Как бизнес-стратегия – это скорее правильно, чем нет, но в плане гуманности – это, по меньшей мере, неправильно.
Показатели степени индивидуализма в культуре
продвижение по карьерной лестнице
Страны мира и Россия: уровень индивидуализма
Если взять за правило тот факт, что индивидуализм в обществе возрастает с доходами на душу населения, то в Европе индивидуалистическими являются все северные страны, а коллективными, например, - Австрия, Греция, Португалия, Испания
Исследования зарубежных ученых могут показать, что Россия и страны СНГ относятся к странам с коллективной культурой, но скорее это пережиток впечатления от СССР, чем достоверные научные факты, так как современная Россия не может считаться, ни с тем, ни с другим из-за очень быстрых темпов экономического развития и гибкости менталитета. Так что пока говорить о коллективизме в России просто рано.
Исследование фактора индивидуализма
Индивидуализм приобретает
все большее влияние и
В наше время расширяется сеть по изучению и исследованию уровня индивидуализма в России, уже имеются статистические данные по европейским и западным странам, составлены результаты эмпирических исследований таких ученых, как Г. Триандис и Г. Хофстеде. Герт Хофстеде, являясь нидерландским социальным психологом, провел самое масштабное и крупное изучение культурологических индикаторов, в частности - индивидуализма, как наиболее важного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Принципы коллективизма индивидуализма эгоизма