Проблема бессознательного в фрейдизме и неофрейдизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

Проблема бессознательного занимает центральное место в фрейдизме. В большой степени именно в связи с фрейдовским пониманием бессознательного - утверждением или отрицанием его - шла дальнейшая разработка этой проблемы. Классический фрейдизм - это стройная, последовательная система со своей внутренней логикой. Но дальнейшее развитие наук-биологии, антропологии, физиологии, психологии, медицины, социологии и др. не могло не затронуть его принципов и концепций, не подорвать его устоев и не поставить под угрозу всю его структуру. Возникла потребность переоценить ряд его концепций, согласовать их с современным научным знанием, что привело в конце концов к ревизии классического фрейдизма и к возникновению неофрейдизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Фрейдизм…………………………………………………………………...3
Неофрейдизм……………………………………………………………….6
Бессознательное……………………………………………………………9
Бессознательное в фрейдизме……………………………………………11
Бессознательное в неофрейдизме………………………………………..12
6.1 Карл Густав Юнг…………………………………………………..13
6.2 Эрих Фромм……………………………………………………….14
6.3 Герберт Маркузе…………………………………………………..17
7. Заключение…………………………………………………………………19
8. Список литературы…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Терентьева 190-12.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский Экономический Университет  им Г.В. Плеханова»

 

Факультет Высшая школа спортивной и туристической  индустрии

Кафедра философии

Реферат

 

По  дисциплине: «Философия»

На  тему: «Проблема бессознательного в фрейдизме и неофрейдизме»

 

Выполнила: студентка группы 190-12

Терентьева Екатерина  Александровна

Научный руководитель:

доцент кафедры философии 
кандидат философских наук 
Лычманов Дмитрий Борисович

 

 

 

Москва, 2013 год

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Фрейдизм…………………………………………………………………...3
  3. Неофрейдизм……………………………………………………………….6
  4. Бессознательное……………………………………………………………9
  5. Бессознательное в фрейдизме……………………………………………11
  6. Бессознательное в неофрейдизме………………………………………..12

    6.1  Карл Густав Юнг…………………………………………………..13

   6.2  Эрих Фромм……………………………………………………….14

    6.3  Герберт Маркузе…………………………………………………..17

     7. Заключение…………………………………………………………………19

    8. Список литературы…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Проблема бессознательного занимает центральное место в фрейдизме. В большой степени именно в связи с фрейдовским пониманием бессознательного - утверждением или отрицанием его - шла дальнейшая разработка этой проблемы. Классический фрейдизм - это стройная, последовательная система со своей внутренней логикой. Но дальнейшее развитие наук-биологии, антропологии, физиологии, психологии, медицины, социологии и др. не могло не затронуть его принципов и концепций, не подорвать его устоев и не поставить под угрозу всю его структуру. Возникла потребность переоценить ряд его концепций, согласовать их с современным научным знанием, что привело в конце концов к ревизии классического фрейдизма и к возникновению неофрейдизма.

 

  1. Фрейдизм

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого  поведения использовалась трехуровневая  модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными являются следующие гипотезы фрейдизма:

  • каждое психическое явление имеет определенную причину;
  • бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;
  • существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно  считать открытие им того факта, что  психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.

В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики  личности. Последняя является совокупностью  трех элементов — «Я», «Оно» и  «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности.

Причина неврастенического  состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения  — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В последние годы жизни  З. Фрейд занимался вопросами  культуры, общественной жизни и места  в ней человека. Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в  основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями  ученый рассматривает и социальные. Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В этот период основными движущими силами развития природы и общества являются два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни  и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей.

Велико значение теории психоанализа З. Фрейда не только для развития медицины, клинической психиатрии, биологии, но и для философии и социальной психологии.

Наделенное множеством противоречий и ошибок, это учение, тем не менее, вносит большой вклад в философскую  картину современного мира, в анализ биологической и социальной природы  личности.

 

  1. Неофрейдизм

Учение Фрейда о психоанализе послужило  импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции  неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников.

Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого.

Основным трудом З. Фрейда, которым  заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий  стали противоположные подходы  к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное  сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением  человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что  наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг выступал также и против символической  трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда  приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие  «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального  бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального  существования, оно, в свою очередь, подчинено Самости и относится  к ней, как часть к целому. Самость  — это ядро всей личности, главный  архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим представить  себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

К. Г. Юнг, исследуя влияние архетипов  на поведение человека, недооценивает  роль сознательной деятельности в становлении  индивидуальности.

Основными работами К. Г. Юнга, посвященными проблеме архетипов, «индивидуального»  и «коллективного бессознательного», являются: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1930) и другие.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского  психолога и философа Э. Фромма (1900-1980).

Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979).

Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса.

Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская  концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.

По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

 

  1. Бессознательное

Бессознательное или неосознаваемое -совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках,искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Информация о работе Проблема бессознательного в фрейдизме и неофрейдизме