Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:28, реферат
Проблема бессознательного занимает центральное место в фрейдизме. В большой степени именно в связи с фрейдовским пониманием бессознательного - утверждением или отрицанием его - шла дальнейшая разработка этой проблемы. Классический фрейдизм - это стройная, последовательная система со своей внутренней логикой. Но дальнейшее развитие наук-биологии, антропологии, физиологии, психологии, медицины, социологии и др. не могло не затронуть его принципов и концепций, не подорвать его устоев и не поставить под угрозу всю его структуру. Возникла потребность переоценить ряд его концепций, согласовать их с современным научным знанием, что привело в конце концов к ревизии классического фрейдизма и к возникновению неофрейдизма.
Введение……………………………………………………………………3
Фрейдизм…………………………………………………………………...3
Неофрейдизм……………………………………………………………….6
Бессознательное……………………………………………………………9
Бессознательное в фрейдизме……………………………………………11
Бессознательное в неофрейдизме………………………………………..12
6.1 Карл Густав Юнг…………………………………………………..13
6.2 Эрих Фромм……………………………………………………….14
6.3 Герберт Маркузе…………………………………………………..17
7. Заключение…………………………………………………………………19
8. Список литературы…………………………………………………………21
Маркузе обращает внимание на интересные явления, связанные с неосознаваемыми изменениями в человеческой психике, происходящими, по его мнению, под влиянием научно-технической революции - стандартизацию и автоматизацию человеческой природы, уничтожение ее творческого начала и пр. Все эти отрицательные последствия он связывает непосредственно с техническим прогрессом, а не с капиталистической структурой общества, которой определяется антигуманная направленность технического прогресса. Кроме того Маркузе грубо переоценивает биологическую основу бессознательного и человеческой природы вообще и недооценивает роль сознания. Отсюда решения, которые он предлагает, остаются ошибочными и утопичными.
Современные неофрейдисты по разным поводам касаются проблемы бессознательного и пытаются раскрыть как биологическую, так и социальную обусловленность этого психологического фактора, что можно отметить, как шаг вперед по сравнению с классическим фрейдизмом. Но в целом они все еще остаются в плену биологизма. В их концепциях содержатся интересные наблюдения и ценные догадки, которые необходимо иметь в виду при дальнейшем исследовании проблемы бессознательного, производимом, однако, на принципиально иной научно-методологической основе.
Заключение
И в заключении необходимо
отметить что фрейдизм с самого начала
своего существования не представлял
собой чего-то единого, двойственное отношение
самого Фрейда к бессознательному, в котором
он видел источник одновременно как творческих,
так и разрушительных тенденций, обусловило
возможность различного, иногда прямо
противоположного истолкования принципов
его учения.
Уже среди ближайших учеников Фрейда в
1910-х годах возник спор о том, что следует
считать основным движущим фактором психики.
Если у Фрейда таковым признается энергия
бессознательных психосексуальных влечений,
то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной
психологии эту роль играет комплекс неполноценности
и стремление к самоутверждению, в школе
аналитической психологии К.Г. Юнга первоосновой
считается коллективное бессознательное
и его архетипы, а для О. Ранка вся человеческая
деятельность оказывалась подчиненной
преодолению первичной «травмы рождения».
Широкое распространение Фрейдизма началось
после 1-и мировой войны 1914-18 и было связано
как с общим кризисом буржуазного общества
и культуры, так и с кризисом ряда традиционных
направлений психологической науки. При
этом различные направления Фрейдизма
стремились восполнить отсутствующее
у Фрейда философское и методологическое
обоснование положений его учения, опираясь
на разные философские и социологические
доктрины.
Список литературы
Информация о работе Проблема бессознательного в фрейдизме и неофрейдизме