Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:39, контрольная работа
С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась.
Введение
Характеристика понятия «картина мира».
Картина мира как результат развития философии, науки и религии.
Философская картина мира .
Религиозная картина мира.
Научная картина мира.
Философская теория человеческого бытия.
Заключение.
Список использованной литературы.
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Экономический факультет
Кафедра «кафедра Социально-политических дисциплин»
(контрольная работа по дисциплине: «Философия»)
Тема:
Проблема человека в различных картинах мира.
Исполнитель: студент гр.111 дз
Трокина С.В
Проверил: Дьяченко Л.И
Набережные Челны – 2012
Оглавление.
" Проблема
человека есть основная
Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом словаре" (1983): "Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного
Определения нет, констатируется лишь тот факт, что "человек – фундаментальная категория философии".
С изменением
уровня познания мира по мере совершенствования
науки меняются и представления
о его строении. Эти представления
отличаются от научных теорий большей
устойчивостью, наглядностью, доступностью.
Вся совокупность таких устойчивых
представлений, определяемых данным уровнем
развития общественного производства,
техники, науки, культуры и системы
общественных отношений, образует картину
мира. «Картина мира» - важная философская
категория. В истории человеческой
культуры картина мира постоянно
менялась. На ранних этапах развития философии,
когда она еще во многом зависела
от религии и религиозно-
Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догматической, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека в объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.
Физическая
картина мира традиционно
Выражение «картина мира»
Картиной мира называется
Картина мира, как и любой познавательный
образ, упрощает и
В современной философской и
специально-научной литературе
В нашей философско-
Картина мира - это целостное миропонимание,
синтезирующее знания на
Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.
Виды «картин мира» |
Проблемы «картин мира» |
Идеи «картин мира» |
Религиозная |
Соотношение Бога и человека |
Божественное творение мира и человека |
Философская |
Соотношение мира и человека |
Различные идеи: материализм идеализм дуализм, плюрализм диалектика, синергетика метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др. |
Научная |
Синтез и обобщение |
Мир, как совокупность
естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам. |
Обыденная картина мира, возникающая
из повседневной жизни: здесь
в центре стоит человек, так
как повседневность - это мир,
где он является главной
Философские картины мира
Картина
мира как совокупность мировоззренческих
знаний о мире, как "совокупность
предметного содержания, которым
обладает человек" (Ясперс). Картина
мира как предельно обобщенная концептуальная
форма, теоретически синтезирующая
различные наглядные
Структура научной картины мира: концептуальный и чувственно-образный уровни; теоретическое ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели, постоянно достраивающиеся в соотнесении с опытом. Научная картина мира и научная теория. Философско-мировоззренческое ядро научной картины мира. Научная картина мира и парадигма. Научная картина мира как универсальная теоретическая модель. Методологические функции научной картины мира: эвристическая, теоретическая, интерпретационная, коммуникативная и др. Важнейшие характеристики научной картины мира: итеративность, нормативность, интегральность, псих логичность и т.п. Исторические изменения научной картины мира. Парадоксальные: от физической картины к антропной. "Науки о природе" и "науки о духе". Гуманитарные науки, их роль в создании картины мира. Теоретические: от наглядности к математической формализованности. Место и роль картины мира в системе культуры.
Философия с самого своего зарождения, в силу объективных потребностей человека, всегда стремилась раскрыть пути к познанию всеобщего, основополагающего, лишь в качестве иллюстрации используя порой признаки составляющих мир элементов бытия. Уже на заре становления философской мысли философы древности выработали и использовали понятие «космос». Для греческих мыслителей Космос – это нечто всеобщее, всеобъемлющее; человек в этом измерении, как носитель многих признаков Космоса, определялся как «микрокосм». Понять «космос» и «микрокосм», раскрыть связь между ними, одновременно указав и на характерные особенности, – вот что было основной задачей древнегреческого «мудреца». Эта глобальная задача постоянно, открыто или скрытно, присутствовала и продолжает присутствовать у всех наиболее заметных мыслителей прошлого и настоящего. Раздел философии, где излагается общее представление о бытии и его первоосновах, получил название философской онтологии (учение о первоосновах). Из философов древности понять «первоосновы» стремились почти все философы, в период Нового времени особое внимание к этой проблеме проявили Спиноза и Гегель.
Начиная
с эпохи Нового времени, когда
умозрительные конструкции
Подобный
рост реальных знаний о мире только
подтверждал прежние стихийные
догадки древних мыслителей о
наличии в окружающем человека мире
устойчивого, закономерного, всеобщего,
что служило основанием называть
его «космосом». Научные открытия
стали наполнять прежнюю
Религиозная
картина мира представляет собой
целостную систему
Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, - подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют - это не дело разума.
Информация о работе Проблема человека в различных картинах мира