Проблема человека в различных картинах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась.

Содержание работы

Введение
Характеристика понятия «картина мира».
Картина мира как результат развития философии, науки и религии.
Философская картина мира .
Религиозная картина мира.
Научная картина мира.
Философская теория человеческого бытия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Проблема человека в различных картинах мира..docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра «кафедра Социально-политических дисциплин»

 

 

 

 

(контрольная  работа по дисциплине: «Философия»)

 

Тема:

Проблема  человека в различных картинах мира.

 

 

 

 

Исполнитель: студент гр.111 дз  

Трокина С.В

Проверил: Дьяченко Л.И

 

 

 

 

 

Набережные  Челны – 2012

Оглавление.

 

  1. Введение
  2. Характеристика понятия «картина мира».
  3. Картина  мира как результат развития  философии, науки и религии.
    1. Философская  картина мира .
    2. Религиозная  картина  мира.
    3. Научная  картина  мира.
  4. Философская теория человеческого  бытия.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

" Проблема  человека есть основная проблема  философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира".

Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом словаре" (1983): "Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного

Определения нет, констатируется лишь тот факт, что "человек – фундаментальная категория философии".

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования  науки меняются и представления  о его строении. Эти представления  отличаются от научных теорий большей  устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем  развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы  общественных отношений, образует картину  мира. «Картина мира» - важная философская  категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно  менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.

Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догматической, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека в объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.

 Физическая  картина мира традиционно ограничивается  рамками неживой природы. Она  изменяется с развитием научных  знаний (механическая картина мира  – электромагнитная – квантово-релятивистская). На ее базе строится более  общая научная картина мира, включающая  в себя также знания о живой  природе и внутреннем мире  человека. Создание научной картины  мира, показывающей единство и  целостность человека и окружающего  его мира. Научная картина мира  чрезвычайно важна для формирования  мировоззрения человека. Однако  научное представление о строении  мира, или естественнонаучная картина  мира, соответствующая тому или  иному уровню развития науки,  составляет лишь часть, фрагмент  более общей и фундаментальной  философской категории «картина  мира», лежащей в основании  мировоззрения данной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика понятия «картина мира».

           Выражение «картина мира» появилось  сравнительно недавно, оно стало  популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен  общий взгляд на мир, что  человек пытается осмыслить мир  в целом и нарисовать в своем  сознании некую картину, отображающую  мир.

           Картиной мира называется сложившаяся  на конкретном этапе развития  человечества совокупность представлений  о структуре действительности, способах  ее функционирования и изменения,  сформировавшаяся на основе исходных  мировоззренческих принципов и  интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. 

           Картина мира, как и любой познавательный  образ, упрощает и схематизирует  действительность. Мир как бесконечно  сложная, развивающаяся действительность  всегда значительно богаче, нежели  представления о нем, сложившиеся  на определенном этапе общественно-исторической  практики.

            В современной философской и  специально-научной литературе он  применяется, например, для обозначения  мировоззренческих структур, лежащих  в фундаменте культуры определенной  исторической эпохи. 

          В нашей философско-методологической  литературе термин «картина мира»  применяется не только для  обозначения мировоззрения, но  и в более узком смысле - тогда,  когда речь заходит о научных  онтологиях, т.е. тех представлениях  о мире, которые являются особым  типом научного теоретического  знания. В этом значении научная  картина мира выступает как  специфическая форма систематизации  научного знания, задающая видение  мира соответственно определенному  этапу ее функционирования и  развития.

           Картина мира - это целостное миропонимание,  синтезирующее знания на основе  систематизирующего начала (научного  принципа, идеи, религиозного догмата  и т. д.), который определяет  мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие  ориентиры.

 

          

  1. Картина  мира как результат развития  философии, науки и религии.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Виды «картин мира»

Проблемы «картин мира»

Идеи «картин мира»

Религиозная

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

Философская

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

материализм

идеализм 

дуализм, плюрализм 

 диалектика, синергетика 

метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.

Научная

Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность

 

естественных процессов, развивается по своим, объективным  и специфическим для каждого  из этих процессов законам.


 

           Обыденная картина мира,  возникающая  из повседневной жизни: здесь  в центре стоит человек, так  как повседневность - это мир,  где он является главной фигурой.  Научная картина мира,  или  научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами.  Научная картина мира строится  вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия.  Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть». Религиозные представления о мироздании,  сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепция Вселенной  - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).

          Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг  отношения мир - человек. У каждой  картины мира есть свой смысловой  центр, вокруг которого располагаются  все компоненты, составляющие целостный  образ Вселенной.

Картина мира как совокупность мировоззренческих  знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым  обладает человек" (Ясперс). Картина  мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая  различные наглядные представления  о мироустройстве. Натурфилософия как  первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. Типы картин мира: обыденный, научный, религиозный, философский и др. Научная  картина мира как предельная форма  научного знания. Главная функция  научной картины мира - создавать  фундамент научно-аналитического, исследовательского постижения мира. Уровни научных картин мира: частные и общенаучные. Виды научных картин мира: физическая, биологическая, антропная. Виды физической картины  мира: причинно-механическая, электромагнитная, квантово-релятивистская.

 Структура  научной картины мира: концептуальный  и чувственно-образный уровни; теоретическое  ядро, фундаментальные допущения,  частные теоретические модели, постоянно  достраивающиеся в соотнесении  с опытом. Научная картина мира и научная теория. Философско-мировоззренческое ядро научной картины мира. Научная картина мира и парадигма. Научная картина мира как универсальная теоретическая модель. Методологические функции научной картины мира: эвристическая, теоретическая, интерпретационная, коммуникативная и др. Важнейшие характеристики научной картины мира: итеративность, нормативность, интегральность, псих логичность и т.п. Исторические изменения научной картины мира. Парадоксальные: от физической картины к антропной. "Науки о природе" и "науки о духе". Гуманитарные науки, их роль в создании картины мира. Теоретические: от наглядности к математической формализованности. Место и роль картины мира в системе культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философская картина мира.

Философия с самого своего зарождения, в силу объективных потребностей человека, всегда стремилась раскрыть пути к  познанию всеобщего, основополагающего, лишь в качестве иллюстрации используя  порой признаки составляющих мир  элементов бытия. Уже на заре становления  философской мысли философы древности  выработали и использовали понятие  «космос». Для греческих мыслителей Космос – это нечто всеобщее, всеобъемлющее; человек в этом измерении, как носитель многих признаков Космоса, определялся как «микрокосм». Понять «космос» и «микрокосм», раскрыть связь  между ними, одновременно указав и  на характерные особенности, – вот  что было основной задачей древнегреческого «мудреца». Эта глобальная задача постоянно, открыто или скрытно, присутствовала и продолжает присутствовать у всех наиболее заметных мыслителей прошлого и настоящего. Раздел философии, где  излагается общее представление  о бытии и его первоосновах, получил название философской онтологии (учение о первоосновах). Из философов  древности понять «первоосновы»  стремились почти все философы, в  период Нового времени особое внимание к этой проблеме проявили Спиноза  и Гегель.

Начиная с эпохи Нового времени, когда  умозрительные конструкции бытия  стремительно вытеснялись подкрепленными практикой данными естествознания, бытовавшая в веках «философская»  картина мира уже оказалась недостаточной. Естествознание давало материал для  построения новой картины мира, где  уже не было места субъективным домыслам авторов. К числу важнейших открытий начала новой эпохи относятся закон всемирного тяготения Ньютона, модель Солнечной системы Кеплера, открытие спектрального анализа, закона сохранения вещества в результате химических реакций и др.

 

Подобный  рост реальных знаний о мире только подтверждал прежние стихийные  догадки древних мыслителей о  наличии в окружающем человека мире устойчивого, закономерного, всеобщего, что служило основанием называть его «космосом». Научные открытия стали наполнять прежнюю философскую  онтологию «плотью и кровью». Теперь у философии не было нужды  создавать умозрительные конструкции  всеобщего (при условии, что к  этому его не толкают субъективные устремления). В новых условиях задача философии стала проще, «заземленнее»: предстояло показать, проанализировать всеобщие признаки, принципы связей, характерные  для всех уровней бытия, оставляя «конкретику» естествознанию. Сам ход  развития человеческого познания провел своеобразную демаркационную линию  между двумя видами теоретической  деятельности. От такого деления выиграло не только естествознание, но и философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Религиозная картина мира.

Религиозная картина мира представляет собой  целостную систему представлений  об общих свойствах и закономерностях  природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.

Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это  имеет первостепенное значение для  понимания этого подхода. Дело в  том, что религиозная концепция  бытия дуалистична, поскольку она  противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему  многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина  предусматривает две, коренным образом  отличные одна от другой онтологии: онтологию  несотворенного бытия и онтологию  бытия сотворенного. Абсолютное бытие  не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир  как нечто самодостаточное, верит  в возможности разума. Иное дело религиозное представление о  мире. Единственное на что способен человеческий разум, - подчинить себя вере в существование Абсолюта, а  каков Абсолют - это не дело разума.

Информация о работе Проблема человека в различных картинах мира