Проблема человека в различных картинах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась.

Содержание работы

Введение
Характеристика понятия «картина мира».
Картина мира как результат развития философии, науки и религии.
Философская картина мира .
Религиозная картина мира.
Научная картина мира.
Философская теория человеческого бытия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Проблема человека в различных картинах мира..docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

1) обыденный  смысл понятия «бытия», совпадающий  с такими понятиями, как «существовать», «быть», «есть», «находиться в наличии», где фиксируется факт существования  какого-то явления, предмета, процесса;

2) сугубо  философский смысл категории  «бытия». 

Со времен античности в философии различают  «бытие» и «сущее». Под «сущим»  понимают совокупность вещей и процессов, бесконечно многообразных в своих  проявлениях, с которыми сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность. Бытие – есть начало, «чистое» существование, не имеющее причины. Оно начало, причина  самого себя, самодостаточная, ни к  чему не сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие – это то, что обеспечивает существование. Бытие  — это последнее, о чем еще  можно спрашивать: последнее таково, что за ним уже ничего не стоит, оно сущность самого себя.

Первую  философскую концепцию бытия  выдвинули досократики. Античные мыслители  стремились найти одну первопричину всего сущего. Практически все  более или менее известные  философы этого периода прямо  или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным  космосом (косм центризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.

Заслуга выделения категории «бытия»  как предмета философского анализа  принадлежит Пармениду, он же, в отличие  от всех предыдущих философов, обосновал  неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара».

Значительный  вклад в трактовку бытия внес Платон, выделяя «истинное бытие» - мир «чистых идей», и противопоставляя его «чувственному бытию». Платон впервые структурировал бытие, включив  в него все сущее.

Платоновская  концепция объективно-идеалистической  трактовки бытия получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии. «Истинное бытие» – бытие  Бога, стоящее над сотворенным  им, «неистинным бытием», определила историю становления и развития человечества, а также жизнь каждого  отдельного человека. «Град божий» и «град земной» разделили  людей на праведников и живущих  в грехе, на достойных вечной, посмертной жизни в полном единении с Богом  и на обреченных своим выбором  на всевозможные наказания и муки ада после смерти.

В механистической  КМ XVII-XVIII вв. бытие отождествляется  с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей  основы мира, философская категория  субстанция. В истории философии  субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как  сущностное свойство; как то, что  способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.

В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм, проблема бытия в философии была объявлена псевдо проблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокий анализ категории бытия в XX веке связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие.

 

В философском  анализе целесообразно выделить следующие основные специфические  формы бытия :

1) Бытие  вещей, явлений и процессов,  в котором в свою очередь  необходимо различать: 

а) бытие  явлений, процессов и состояний  природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие  вещей, предметов и процессов, произведенных  человеком, «вторая» природа.

2) Бытие  человека, в котором можно выделить:

а) бытие  человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие  духовного (идеального), в котором  выделяются:

а) индивидуализированное  духовное;

б) объективированное  духовное;

4) Бытие  социального: 

а) бытие  индивида;

б) бытие  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Картиной  мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и  интегрирующая знания и опыт, накопленный  человечеством.

          Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического  сознания. Для верующего мир - воплощение божественной гармонии, для ученого - система логически  взаимосвязанных законов, для  философа - первосущее. Исходя из  этого, различают религиозную,  философскую и научную картину  мира. У каждой есть смысловой  центр, вокруг которого располагаются  все компоненты, составляющие целостный  образ Вселенной. Их принципиальные  различия: основная проблема, решаемая  каждой из указанных картин  мира; основные  идеи, которые предлагают  картины мира для решения своей  проблемы.

         Религиозная картина мира делает  главным предметом своего внимания  соотношение повседневной эмпирии  и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера  Божественного - вот что является  смыслом религиозных размышлений.  Постороннее и трансцендентное  всегда сложно и противоречиво  связаны, но религиозное, богословское  сознание стремится показать  эту связь как понятную человеческому  уму, однако подразумевает интуитивное  постижение.

Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний  и особенностей восприятия. Наука  хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - бесчеловечная реальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.

 

 

  1. Список использованной литературы.

 

  1. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.
  2. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник / И.Т.Фролов. – М.: Культурная революция, 2007.
  3. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова. - М.: Изд-во Проспект, 2004.

 

Интернет  ресурсы:

  1. http://sbiblio.com/biblio/archive/andreychenko_filosofija/02.aspx
  2. http://tululu.ru/read52380/
  3. www.books.atheism.ru – Философия и атеизм.
  4. www.filosofia.ru – Библиотека философии и религии.
  5. www.vehi.net – «Вехи» – библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы.
  6. www.philosophy.allru.net – «Золотая Философия» – источники по философии.

 


Информация о работе Проблема человека в различных картинах мира