Проблема человека в различных картинах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась.

Содержание работы

Введение
Характеристика понятия «картина мира».
Картина мира как результат развития философии, науки и религии.
Философская картина мира .
Религиозная картина мира.
Научная картина мира.
Философская теория человеческого бытия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Проблема человека в различных картинах мира..docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

Отсюда  следует и смысловое содержание мира. Он приобретает смысл не в  силу того, как к нему относится  человек, а в силу того, как в  нем реализована воля Бога. Этим предопределяется и стратегия поведения  человека. Исходя из особенностей религиозной  картины мира, рассмотрим ее применительно  к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

Огромное  воздействие на формирование буддийской картины мира оказала идея бесконечного кругового потока бытия. Этот процесс, считали буддийские мыслители, бесконечно мучителен для человека, перебрасываемого из смерти в смерть, из одного страдания  в другое, из испытания в испытание.

Будда, на которого сильнейшим образом повлияла мысль о страдательности, мучительности  жизни, сформулировал концепцию  изменения. Жизнь являет собой не что иное, как ряд проявлений, становлений и исчезновений. Мир  – постоянно возобновляющийся круговорот рождений и смертей. Все вещи меняются. Сторонники Будды согласны в том, что нет ничего ни среди божественного, ни среди человеческого, что было бы постоянным. Существует только движение; нет деятелей, а есть деяния; нет ничего, кроме становления.

Чтобы объяснить  непрерывное существование мира при отсутствии постоянного субстрата, Будда провозглашает закон причинности  и делает его основой непрерывности. Все, что существует, возникает от причин и условий и во всех отношениях является непостоянным. Все, имеющее  причину, должно погибнуть. Все, что  появляется на свет и организуется, содержит в себе врожденную необходимость  распада. Творческим началом является волевая психическая активность человека. Действующая личность трактуется как единственно достойная внимания реальность.

Христианская  теология своим учением о трансцендентном  Боге создает своеобразную религиозную  картину мира, в которой находит  свое воплощение теоцентризм. Неприродный  и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого  вытекает важнейшее положение христианского  креационизма о сотворении мира не в силу необходимости, а по свободной  воле Бога. Творение есть акт не природы  Бога, а его благодати. Этим он отделяется от природы и выключается из ее причинной детерминации. Бессмысленно спрашивать, почему Бог сотворил мир. Его воля, будучи свободной, согласуется  с Его разумом, волею и благостью. В согласии с ними Бог и создает  мир.

До сотворения мира ничего не могло быть, кроме  Бога. Следовательно, он сотворил мир "из ничего". Но "ничто" не есть нечто  позитивное; оно есть чистое небытие. Все, что "есть" в сотворенных  вещах, происходит от Бога. Все, чего "нет", не хватает - "ничто". Форма, красота, единство в мире имеют своей причиной творца. Нестабильность и нечистота  формы, неполнота единства и красоты  проистекают от падшести - отпадения от Бога. Печать "ничтожества" лежит на всех сотворенных вещах, телесных и духовных.

 

Создав  мир, Бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи. Порядок сотворенного космоса отражает порядок создавшей его премудрости: порядок вещей отражает порядок  идей. Благодаря порядку мир оказывается  упорядоченной иерархией существ, распределенных по своим местам и  имеющих различную относительную  ценность. Чем ближе к Богу, тем  большую ценность представляет творение. "Ибо в ряду того, - пишет Августин, - что каким-то образом существует, но не есть Бог, его сотворивший, живое  помещается выше неживого, способное  рождать и испытывать желания - выше того, что не способно к этому.

Положение о том, что Бог непрерывно правит миром является универсальным принципом христианской картины мира. Прилагаемый к космологии, этот принцип приводит к идее мировой гармонии и осмысленности происходящих в мире событий. Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в согласованности с божественным провидением, а человеческая история - под знаком божественной благодати.

Ислам возникает  в значительной степени из переработки  арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого  трансцендентного Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет  страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между исламом и христианством - это различия слов и деяний основателей  этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб "рабской смертью". Эта  смерть была его основным деянием. Чем  меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть "невидимый  успех", тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над  смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его  личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог.

 

Образ Мухаммеда  и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммед - пророк, через которого говорит  Аллах. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет  никаких ипостасей. Признавать существование "сотоварищей" Аллаха - главное  преступление против ислама.

Разные  системы представлений о человеке предполагают и различия в этических  ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам  также предполагает веру, но это  несколько иная вера. Само слово "ислам" может быть переведено как покорность. Вера здесь - не вера в парадокс распятого  Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления.

Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных  требований проистекает из фундаментальной  идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все  без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного  предопределения, исключающая возможность  для человека каких бы то ни было поступков, иллюстрируется таким примером. Когда, человек пишет пером, то это  отнюдь не его действие, ибо в  действительности Аллах создает  одновременно четыре действия: 1) желание  двигать пером, 2) способность двигать  им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

 

    1. Научная картина мира.

Научная картина мира – это одна из возможных  картин мира, поэтому ей присуще  как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и  нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как  и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в  мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное  же, что выделяет именно научную  картину мира из всех остальных картин мира, - это, конечно же “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности. Вопрос этот очень непростой, и мы, конечно же, не сможем дать на него окончательный ответ. Но уже около века существует в философии особое направление, которое называется “философия и методология науки”. Это направление пытается понять, что же такое наука, и на сегодня здесь накоплено большое, хотя и не окончательное, знание о науке. Поэтому многое о науке можно сказать уже и сегодня. Вначале философы думали, что наука принципиально отличается от ненаучных видов знания, и научному знанию принадлежит какой-то такой удивительный признак, который и делает этот вид знания особенно правильным. Такой признак философы назвали “критерий демаркации”, т.е. это как бы такой пограничный столб, который стоит на границе науки и не науки и на нем большими буквами написано “НАУКА”. Он показывает, что за ним начинается наука, а все, что по другую сторону, - это нечто ненаучное. Разные философы предлагали разные признаки в качестве “критерия демаркации”. Например, одни говорили, что главное в науке – это использование особого метода мышления, который называется “индукция”, или обобщение, т.е. переход от частных фактов к их обобщениям в общих суждениях. Другие говорили, что главное в науке – это использование математики, третьи утверждали, что только наука использует такие суждения, из которых можно вывести следствия и проверить или опровергнуть эти следствия в опыте. Но какой бы из подобных признаков не предлагался, рано или поздно обнаруживалось, что он не может сыграть роль пограничного столба на границе между наукой и не наукой. Все предлагаемые признаки в той или иной мере оказались принадлежащими и ненаучным видам знания. Тогда философы решили, что наука не резко отличается от не науки, а постепенно вырастает из ненаучных видов знания, усиливая одни признаки и ослабляя другие. Основным признаком науки является не что-то одно, а целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию, хотя каждый отдельный элемент этой системы можно встретить и далеко за пределами науки. Все те признаки, которые раньше предлагались в качестве “критерия демаркации”, не нужно отбрасывать, все они понемногу верны, но теперь их следует рассмотреть вместе – как отдельные стороны того, что называется словом “НАУКА”.

Одна  из самых больших проблем человеческого  мышления – это проблема соединения фактов и идей. Есть, с одной стороны, то, что мы наблюдаем через наши органы чувств – это так называемое “чувственное познание”, и есть мысли, идеи, логика – это область “рационального познания”. Обычно люди либо ограничиваются только чувственным познанием, либо отрываются от фактов и наблюдений и используют оторванные от жизни  гипотезы. Первый шаг к науке –  это соединение чувственного и рационального  видов познания. В науке нужно  не просто выдумывать гипотезы, а только такие гипотезы, которые можно  было бы либо подтвердить, либо опровергнуть на фактах. С другой стороны, и сами факты должны быть объективными, т.е. проверяемыми многими людьми и выражающими  некоторые закономерности и теоретические  модели. Приближая факты к теории, наука рассматривает факты как  следствия теорий (такое выведение  частных следствий из общих положений  называется “дедукция”), сближая теорию с фактами, наука использует такие  теории, которые получаются на основе обобщения (индукции) фактов. Единство индуктивных и дедуктивных методов в знании повышают научность этого знания, сближая рациональные и чувственные формы познания.

Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях. Такого рода философия близка к философии “пифагореизма”, названной так по имени великого древнегреческого философа Пифагора, который учил, что в основе всего лежат числовые структуры. Научная картина мира предполагает далее, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются, таким образом, в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются. Поэтому нужен специальный метод, который бы мог позволить увидеть чистые структуры за их материальными реализациями. Это метод эксперимента, метод единства индукции и дедукции, метод математики. Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.

Наука –  это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и  другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения  наука была тесно связана с  так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою  любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма. Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира: 1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира, 2)внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или картиной мира. Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е. построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира, всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки.

Можно заключить, что научная картина мира всегда состоит из двух видов принципов – внутренних и внешних. То, что объединяет все научные картины мира, - это именно наличие в них внутренних принципов науки, обеспечивающих ее как специфический, структурно-эмпирический метод познания и предполагающий философию материи и формы-структуры. Различие научных картин мира вытекает из возможности принятия разных внешних принципов научного знания, согласующихся с его внутренними принципами. С этой точки зрения мы выделили пантеистическую, деистическую, атеистическую и теистическую научные картины мира. Можно предполагать, что развитие современной научной картины мира постепенно приводит к отходу от внешних принципов атеизма и материализма и возникновению некоторой 5)синтетической научной картины мира, в которой согласование внутренних принципов науки, по-видимому, будет достигаться с внешними принципами, выражающими синтез внешних принципов отдельных (аналитических) научных картин мира.

 

 

 

  1. Философская теория человеческого  бытия.

В философии  нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С  самого начала становления философии  мыслители пытались уяснить смысл  всего существующего, и в настоящее  время эта проблема остается одной  из главных в философии.

Необходимо  различать:

Информация о работе Проблема человека в различных картинах мира