Проблема диалентики в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор. Его первым ввел в философию Сократ. Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, тк как тот анализировал противоречия, возникшие при попытке мыслить множественность и движение. Диалектика, как говорит Гегель, представляет собой подлинную природу определения рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержит отрицание самих себя.

Содержание работы

Диалектика как учение а развитии и всеобщей взаимосвязи.

Законы диалектики:
2.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
2.2. Закон единства и борьбы противоположностей.
2.3. Закон отрицания отрицания.

Катерии диалектики:
3.1. Единичное, общее и всеобщее в объективном мире и их отражение в научном познании.
3.2. Диалектика сущности и явления.
3.3. Взаимосвязь содержания и формы.
3.4. Целое и часть: система, структура, элемент.
3.5. Категирия причины и следствия, детерминизм.
3.6. Необходимость и случайность, из взаимосвязь.
3.7. Катерория возможности и действительности.
3.8. Соотношение категории свободы и необходимости, ответственость.

Литература

Файлы: 1 файл

Философия. Проблема диалектики в философии.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.

Основанием  для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных условии, необходимых для се реализации. Возможно то, что не противоречит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного события  прямо пропорциональна мере его необходимости. Однако сама ситуация выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания.

Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать  окружающий его мир, его способность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния.

Проблема  свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.

Список литературы

 

  1. "Основы философии: учебное пособие". Гуревич С.П. - изд-во "Гардарика"./ - М., 2000 г.
  2. "Основы философии: учебное пособие". Горелов А.А. - изд-во "Академия"./ - М., 2004 г.
  3. "Философия - курс лекций: учебное пособие для студентов вузов". - Гуманитат. издат центр"ВЛАДОС"./ - М., 1997 г.
  4. "Философия: экзаменационные ответы". Николаева Л.С., Стомернко А.Д., Самыгин С.И. - изд-во "Феникс"./ - Ростов на Дону., 2002 г.
  5. "Философия: учебник (2-е издание)". Под редакцией профессора Лавриненко В.Н., Стомернко А.Д., Самыгин С.И. - изд-во "Юристъ"./ - М., 1992 г.
  6. Интернет

Информация о работе Проблема диалентики в философии