Проблема диалентики в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор. Его первым ввел в философию Сократ. Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, тк как тот анализировал противоречия, возникшие при попытке мыслить множественность и движение. Диалектика, как говорит Гегель, представляет собой подлинную природу определения рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержит отрицание самих себя.

Содержание работы

Диалектика как учение а развитии и всеобщей взаимосвязи.

Законы диалектики:
2.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
2.2. Закон единства и борьбы противоположностей.
2.3. Закон отрицания отрицания.

Катерии диалектики:
3.1. Единичное, общее и всеобщее в объективном мире и их отражение в научном познании.
3.2. Диалектика сущности и явления.
3.3. Взаимосвязь содержания и формы.
3.4. Целое и часть: система, структура, элемент.
3.5. Категирия причины и следствия, детерминизм.
3.6. Необходимость и случайность, из взаимосвязь.
3.7. Катерория возможности и действительности.
3.8. Соотношение категории свободы и необходимости, ответственость.

Литература

Файлы: 1 файл

Философия. Проблема диалектики в философии.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского»

 

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Основы философии

 

Тема:

"Проблема диалентики в философии"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы В-35

Лизунова Жанна

 

Проверил:

преподаватель

Яковлева В.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2011 г.

План работы:

 

  1.  Диалектика как учение а развитии и всеобщей взаимосвязи.

 

  1.  Законы диалектики:

2.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

2.2. Закон единства и борьбы противоположностей.

2.3. Закон отрицания отрицания.

 

  1.  Катерии диалектики:

3.1. Единичное, общее и всеобщее  в объективном мире и их  отражение в научном познании.

3.2. Диалектика  сущности и явления.

3.3. Взаимосвязь содержания и формы.

3.4. Целое  и часть: система, структура,  элемент.

3.5. Категирия  причины и следствия, детерминизм.

3.6. Необходимость  и случайность, из взаимосвязь.

3.7. Катерория  возможности и действительности.

3.8. Соотношение  категории свободы и необходимости, ответственость.

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Диалектика  как учение о развитии и  всеобщей взаимосвязи

 

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор. Его первым ввел в философию Сократ. Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, тк как тот анализировал противоречия, возникшие при попытке мыслить множественность и движение. Диалектика, как говорит Гегель, представляет собой подлинную природу определения рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержит отрицание самих себя.

Диалектика  представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика  – такое понимание мира и такой  способ мышления, при котором различные  явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных  сил, тенденций, в процессах  изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых  способов   постижения мира.

Главная проблема диалектики - это развитие.

Развитие - общее свойство и главнейшие признаки материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

 

 

2. Законы диалектики

 

Рассматривая вопрос о происхождении  законов диалектики, Энгельс считал, что эти законы абстрагируются от истории природы и общества, ибо  сами эти законы  по сути ничто иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:

  • охватывают все сферы окружающей действительности;
  • раскрывают глубинные основы движения и развития - ихисточник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

В диалектике выделяют три основных закона:

  • взаимный переход количественных изменений и изменений качественных;
  • единство и борьба противоположностей;
  • отрицание отрицания.

 

 

 

2.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными. Что такое качество? Качество - это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям.

Противоположна  качеству категория количество. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Например, вода остается жидкостью от 0 до 100 градусов по Цельсию, сохраняя свою качественную определенность как воды, в отличие от льда или пара. Различия здесь выступают в виде количественных.

Качественная  определенность вещи не существует без  количественной и наоборот. Это единство нашло свое отражение в понятии  меры, которое ввел Гегель.

Мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Выход з ее пределы приводит к изменению качества вещи и переходу изменений количественных в качественные.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется и качество. При этом оно не может меняться бесконеНаступает момент, когда изменения качества приводит к изменению меры -  к корренной трансфотрмации сущности предмета ("узел"), а сам переход в иное состояние "скачок". Это сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. (При нагреве воды последовательно на один градус по Цельсию, т.е. изменять количественный параметр (температуру), то она изменит свое качество - стгорячей, а затем привратится в пар.)

В природе  всегда удается определить узловой  момент. Переход количества в принципиально  новое качество может произойти:

  • резко, одномоментно;
  • незаметно, эволюционно.

 

 

 

2.2. Закон единства и борьбы противоположностей

 

Закон единства и борьбы противоположностей  играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В.И.Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Всем предметам  и явлениям окружающего мира свойственна  относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Противоположные стороны предметов образуют противоречие.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

В физической форме движения материи действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности и хаотичности, действия и противодействия частиц и т.д.

В химической форме движения при сохранении этих противоположностей на первый план выступают  противоречия устойчивости и изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов.

В биологической  форме движения - это противоречия ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости.

В социальной сфере - противоречие производства и  потребления. Рассмотренные выше два  закона органически связаны с третьим - законом отрицания отрицания.

Можно также  выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам;
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает вверх над другой, но побежденая сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антогоническая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

 

 

 

2.3. Закон отрицания отрицания

 

Закон отрицания отрицания раскрывает направление и преемственность в развитии. Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменений мира? На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опроверже- ние, а в более общем смысле - уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содер- жанием отрицания являются два взаимосвязанных момента:

1) уничтожение, отмирание старого,  отжившего или не отвечающего  новым условиям;

2) в то  же время сохранение того ценного,  положительного, что было в предмете.

Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь  в развитии, с одной стороны, и  самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом в "снятом", т.е. преобразованном виде выражается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии научных теорий, например).

Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно.

Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в  переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на новой ступени, т.е. как бы по спирали.  

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной  связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов.

Названные выше законы являются основными, поскольку  выражают наиболее существенные стороны  развития: его источник, взаимоотношения  между формами развития и его  ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

 

 

3. Категории диалектики

 

Чтобы точнее и глубже отражать объективную действительность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий и категорий.

Всякая наука, изучая определенные стороны действительности, обязательно приходит к формированию своего категориального аппарата. От категорий конкретных наук существенно отличаются категории диалектики. Это отличие состоит в том, что категории диалектики отражают не просто существенные свойства и связи класса явлений объективного мира, а наиболее общие свойства и связи, которые присущи всем материальным процессам. Итак, категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.

Информация о работе Проблема диалентики в философии