Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа
Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор. Его первым ввел в философию Сократ. Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, тк как тот анализировал противоречия, возникшие при попытке мыслить множественность и движение. Диалектика, как говорит Гегель, представляет собой подлинную природу определения рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержит отрицание самих себя.
Диалектика как учение а развитии и всеобщей взаимосвязи.
Законы диалектики:
2.1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
2.2. Закон единства и борьбы противоположностей.
2.3. Закон отрицания отрицания.
Катерии диалектики:
3.1. Единичное, общее и всеобщее в объективном мире и их отражение в научном познании.
3.2. Диалектика сущности и явления.
3.3. Взаимосвязь содержания и формы.
3.4. Целое и часть: система, структура, элемент.
3.5. Категирия причины и следствия, детерминизм.
3.6. Необходимость и случайность, из взаимосвязь.
3.7. Катерория возможности и действительности.
3.8. Соотношение категории свободы и необходимости, ответственость.
Литература
Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории: "бытие", "материя", "движение", "развитие", "пространство", "время", "противоречие" и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими.
Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.
Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория "единичное" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" — это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне — то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета. Категия "особенное" выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса. Категория " всеобщее" - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
Явление и сущность. Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность — это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление — это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.
Содержание и его форма. Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. "Содержание" — это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как "форма" — это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета — это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции. Одно и тоже содержание может выступать в различных формах, а форма может отставать в своем развитии от содержания или опережать его.
Часть и целое; элемент, структура, система. Часть и целое — категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности.
Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее, оно определяется частями — их количеством и определенным типом взаимодействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого.
Категории "целое", "часть" схожи и взаимосвязаны с понятиями "система", "структура", "элемент". Элемент (от лат. elemenium - первичное вещество) — относительно неделимая часть целого. Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие "элемент", поскольку это не любая часть, а только относительно неделимая. Причем "часть" соотносится с понятием целого, а "элемент" — с понятием структуры. Структура (от лат. struktura — строение, размещение, порядок) — способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч. systema — объединение, творение) — совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают.
По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и идеальные, которые являются отражением ее в человеческом сознании. По количеству элементов и связей различают простые и сложные системы.
Причина и следствие, детерминизм. Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его. Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной. А явление, возникающее под влиянием причины, называется следствием.
Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.
Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского "determinare", означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.
Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Однако содержание принципа
детерминизма не исчерпывается этим.
Философский детерминизм
Необходимость и случайность. Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях.
Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят.
Но все ли, что появляется в мире, возникает как необходимое? Нет, в мире есть и случайные явления, события. Случайность — категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побочным для данного явления обстоятельствам. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение.
Возможность и действительность. Эти категории подчеркивают процессуальность, т. е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность — это философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность — это философская категория, которая характеризует реализованное, актуализированное бытие: действительность является реализованной возможностью.
Таким образом можно сделать общий вывод:
1) категории диалектики — универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;
2) в категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно;
3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т. п.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
Упрощенчески- материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах говорил что во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера.
По Бюхнеру свобода — это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и "познавший" эту необходимость, нс становится от этого свободным.
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля.
Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налегания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, ка указывает Н.А. Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит.
В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина "свобода" в таком случае выступает "принуждение", т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Это противопоставление
свободы принуждению
Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли — это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.