Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, контрольная работа
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решении этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. –эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греческого emperia - опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Формирование эмпиризма…………………………………………………5-8
3. Формирование рационализма………………….…………………………9-13
4. Социально-антропологическая проблематика философии Нового времени…………………………………………………………...………14-15
5. Заключение……………………………………………………………..16-19
Список литературы…………………………………………………………..20
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Контрольная работа
по курсу: философия
на тему: «Проблема науки и методологии в философии
Нового времени»
Гришин Сергей Николаевич
Серпухов 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница.
Громадное влияние на формирование философской картины мира оказались открытия, составившие содержания научной революции XVI-XVII вв., в результате которых возникло новое естествознание. Среди этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в.н.э.). согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная Земля. Для объяснения джвижения планет ему пришлось создать исключительно сложную картину мира. Планеты движутся по эксцентрикам (годовое «движение» Солнца) и по круговым орбитам (энциклам), центры уоторых в свою очередь движутся по другим кругам (диферентам). При этом для каждого вновь наблюдаемого астрономического явления требовалось вводить добавочные моменты.
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).
Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница и других философов XVII в. Способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г.В. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени. Передовая философская мысль всегда расчищала дорогу науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решении этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. –эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греческого emperia - опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
Рационализм (от латинского ratio - разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПИРИЗМА.
Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон, который. Как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.
Ф.Бэкон первый философ
науки Нового времени, глубоко осознававший
необходимость преодоления
Пропедевтика философии, представленная в его работах «О достоинстве и приумножении наук» и «новый органон», была призвана показать всю важность научного знания для практической жизни, выявить причины, до сих пор препятствовавшие подлинному научному прогрессу, реформировать науки, очищая разум от всякого рода «идолов», созданных им самим в силу несовершенства его природы, пристрастия ученых, беспорядочности языка и почитания авторитетов, и, наконец, дать наукам новый, эффективный метод исследования природных явлений взамен скомпрометировавшего себя схоластического метода.
В сочинении «великое Восстановление Наук», название которого говорит само за себя, Ф.Бэкон ратует за восстановление наук, причем отмечает, что восстанавливать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущих их создателям. Стыдно было бы для человечества, считает Ф.Бекон, после открытия многих стран, земель и морей терпеть, чтобы границы мира умственного были скованы в тесном кругу древних открытий. Поэтому следует привести границы мира умственного в соответствии с новыми открытиями и изобретениями.
Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание-сила», или (более точный перевод) «Знание-власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.
Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф.Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смысле слова Ф.Бекон выделяет также и «первую философию», или собственно философскую науку, которая включает «естественную теологию» (косвенное познание Бога через факты природы); «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».
Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф.Бэкона, находится сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом.
Для Ф.Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к будущим открытием и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.
Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа. Направленная на выяснения причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами выступают «идолы» (от латинского idola – буквально образы, в том числе и искаженные). Идолами Ф.Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
Первый вид заблуждений – «призраки рода», - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Люди предпочитают антропоморфизировать действительность и упускают из виду инаковость природы по отношению к человеческому сознанию. Еще античный философ Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей. Он видит не вещи сами по себе, но свою мерку, которую он набрасывает на мир. Поэтому мир оказывается продуктом сознания человека, а каков он сам по себе остается тайной. Призраки рода «вскормлены самой человеческой природой». Являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.
Второй вид заблуждений – «призраки пещеры» - это предрассудки, возникающие в силу нашего случайного положения в мире, в силу пренебрежения к согласованию различных позиций в рассмотрении природы. Этот вид заблуждений происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф.Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта наблюдений. Речь также идет о человеческой мерке, но это уже мерка индивидуальная. Ведь у каждого из нас свой уникальный опыт. Своя история, свои особенности, свои предрассудки, в которые мы верим, но которые в действительности суть индивидуальные способы искажения подлинной картины мира.
Третий вид заблуждений – «призраки рынка» - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользования словами с уже готовыми значениями, принимаемыми нами некритически. Получается, что язык заслоняет от нас мир. Мы пользуемся им безумно, мы верим всем его словам, а ведь за ними иногда не стоит никакой действительности, кроме воображаемой. Этот вид заблуждений проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они. По мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены» в разум согласованием слов и имен. Смысл многих слов в языке не прояснен, туманен. Многие слова вообще не несут в нашей речи никакой смысловой нагрузки. Существуя единственно «для связки слов». Но ведь мы-то считаем, что все, что мы говорим, полно смысла.
Четвертый вид заблуждений – «призраки театра» - это заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету, связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и возможно, - в будущем их будет еще больше. А потому «истина – дочь времени, а не авторитета»1. Здесь Бэкон непосредственно обрушивается на философские учения прошлого, которым люди склонны полностью доверять. Они оказываются в плену авторитета создателя того или иного учения, подобно театральным зрителям, которые верят всему, что произносится со сцены.
Таковы препятствия, стоящие перед познанием. Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, - таково исходное положение бэконовской философии. Последний этап предварительной работы философии вместе с науками должна была, по мысли Бэкона, перейти к установлению истинных причин явлений, «форм» или законов природы, руководствуясь принципами нового Органома, то есть методом универсально понимаемой индукции.
Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Ф. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума. А это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты. Но не умение их обобщать. Подлинный путь сознания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных. Подобно тому как пчела собирая нектар, перерабатывает его в мед.
Метод пчелы позволяет, по Ф.Бэкону, прийти к Познанию природы вещей.
Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф.Бэкону, - компас корабля науки.
Информация о работе Проблема науки и методологии в философии Нового времени