Проблема науки и методологии в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решении этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. –эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греческого emperia - опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3-4

2. Формирование эмпиризма…………………………………………………5-8

3. Формирование рационализма………………….…………………………9-13
4. Социально-антропологическая проблематика философии Нового времени…………………………………………………………...………14-15

5. Заключение……………………………………………………………..16-19

Список литературы…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В естественном, т.е. дообщественном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчиняясь своим страданиям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенство надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к власти, человек, утверждает Гоббс, не останавливается не перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страха смерти, который он считает главным, но и  из требований естественного разума. Требование разума Гоббс называет естественными законами.

Первый основной естественный закон гласит: «следует искать мира и следовать ему», чтобы положить конец состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Для этого  «человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо  в интересах мира и самозащиты…»3 и заключить договор, т.е. перенести часть своего права на других. Этот договор может стать средством устранения всеобщей войны, если он будет выполняться.

Второй естественный закон гласит: «люди должны выполнить  заключенные ими соглашения».

Чтобы сделать соглашение между людьми «постоянным и длительным, требуется еще кое-что…, а именно общая власть, держащая людей в  страхе и направляющая их действия к общему благу»4. Такая общественная мысль по Гоббсу, может быть создана только одним путем: «путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могла бы свести все воли граждан в единую волю»5. В результате этого рождается государство – новое «лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов»6. Таким образом, по Гоббсу, образуется государство, которое он уподобляет библейскому чудовищу Левиафану. Государство на место законов природы ставит законы общества.

Государство издает гражданские  законы и обязывает людей к  их безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть избрана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так кА они были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.

Организация государственной  власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Философия Нового времени  формировалась в условиях продолжающегося  разложения феодальных общественных порядков и становления буржуазного общества XVII в. Развитие капитализма поставило перед наукой новые задачи – разработать научные основания для рационализации общественного производства. Возникла одна из первых ориентаций на науку как на высшую ценность. Это нашло отражение в философии.

Если в средние века на философские знание преобладающее  влияние оказывала религия, а  в эпоху Возрождения – искусство и гуманитарное знание, то XVII в. Ознаменовал начало нового этапа в развитии философии – ее ориентацию на научное знание и, и, в частности, на экспериментально-математическое естествознание. Логике и методологии познавательного процесса. Видоизменяется и полемика между реализмом и номинализмом: в Новое время она приобретает форму спора между рационализмом и эмпиризмом.

Бэкон ставил своей целью  выработать новый метод исследования природы за счет пересмотра задач  познания. Основополагающая идея учения Бэкона состоит в том, что наука и техника должны дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь. Согласно Бэкону, знание есть сила, и тот, кто овладеет знаниями, будет могущественен. «Мы столько можем, - повторял он, - сколько знаем».

Первый шаг на пути «овладения разумом и наукой»  связан с освобождением от ложных «призраков», «идолов» прошлого.

Он выделял четыре основных вида человеческих заблуждений  это заблуждения, возникающие под  влиянием предрассудков, некритического отношения к данным ощущений, беззащитности пред софистикой, слепого преклонения перед авторитетом.

Освободив разум от «призраков», постоянно обращаясь к опыту  и эксперименту, надлежало решить, какой метод познания следует избирать. Таким методом не может быть дедукция, полагал Бэкон, так как использование ее в предшествующие века дало малую результативность. Дедукция – движение мысли от общих очевидных положений к частным выводам. Отсюда вывод философа – только индукция может «послужить компасом кораблю науки», и учение о ней должно стать новым Органоном исследования. Индукция, о которой в частности, писал еще Аристотель, -вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений на основе данных опыта. Какой же должна быть индукция? Прежде всего Бэкон поясняет, какой она не должна быть. По мнению мыслителя, полная индукция достигается редко и сущности вещей не раскрывает. Полная индукция – метод познания, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается нечто общее у них. Индукция неполная, т.е. через перечисление известной части всех случаев, не дает достоверного знания. Если, например, те лебеди, которых видели, что все лебеди всегда обладают белым оперением. Это стало очевидным после открытия Австралии и Тасмании, где были обнаружены черные лебеди. Отрицательные доводы должны быть вплетены в логическую схему индуктивного рассуждения – требовал Бэкон. И в современной науке часто применяется неполная индукция, т.е. заключение по аналогии, выводы которой имеют вероятный характер. Идеи, заложенные в методе Бэкона, получили развитие в системах индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля.

Успеху научной деятельности Бэкона мешала недооценка им роли рациональных начал в познании, математизации  знаний. Увлеченности эмпирическими  методами исследования, отрицание дедуктивного метода, преуменьшение роли математики для естествознания привели Бэкона к сомнениям. Недоверию к открытиям, совершенным выдающимися учеными эпохи, в которой он жил.

Позиции рационализма были обстоятельно исследованы французским философом и математиком Р. Декартом. Отправным пунктом анализа, по его мнению, должна стать выработка метода. В произведениях «рассуждения о методе», «метафизические размышления», «начала философии», он утверждал, что только обладая методом, можно стать «хозяевами и господами природы», а перед этим – «расчистить почв» от наслоений схоластического сознания.

В отличие от Бэкона, апеллировавшего  к опыту и наблюдению, Декарт обратился  к разуму и самосознанию. В основу философского мышления он требовал положить принцип очевидности или непосредственной достоверности. Последний означал установку не на усвоение чужих мнений, а на выработку собственных. Сомнение и критический анализ должны уничтожить здание традиционной культуры и создать основу для постройки культуры рациональной. «Архитектором» новой культуры будет, по Декарту, его метод. Он позволит достичь идеала научного познания – построения единой и целостной системы знания. Эту мысль Декарт пояснял с помощью образа дерева, ветви которого расходятся в разные строго подобно тому, как следствия вытекают из общих для них посылок. Причем метафизика составляет корни философского дерева; физика как часть философии – его ствол. А этика, медицина, прикладная механика и другие науки – сильно разветвленную крону.

Основанием системы знаний, по его мнению, должно быть абсолютно достоверное. Таковым, по Декарту, является суждение «Мыслю, следовательно существую». При этом мыслитель подчеркивал, что поиск истины – дело сугубо индивидуальное, а, следовательно, и субъективное. Мыслительный процесс всегда является субъективно пережитым индивидом: он неотделим от мыслящего субъекта. «мыслю, следовательно существую» - это не только самый очевидный факт, но и непосредственно даны сознанию его объект – мыслящая субстанция. Идея о мыслящей субстанции лежит в основе философской системы Р. Декарта. Неделимая субстанция – человеческим ум – предмет изучения философии; делимая субстанция- материя – предмет изучения естественных наук, физики.

Принципы рационалистического метода Р. Декарта:

    • Начинать с простого и очевидного;
    • Путем дедукции получать более сложные высказывания и выводы;
    • Сохранять непрерывность цели умозаключений. Для этого необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала, и дедукция, позволяющая получать следствия из них. Основой рационалистического метода, по Декарту, является математика, важнейшим принципом – непрерывность процесса обнаружения истин, т.е. превращение процесса добывания знаний в системно организованную деятельность.

Философские взгляды  Ф.Бэкона, Р.Декарта заложили основы индуктивной и дедуктивной логики, тем самым подготовили логико-методологическую базу для последующего развития научного мышления.

Одной из главных проблем  в философии Нового времени была проблема государства, законности, мира и порядка в нем. Этой проблематикой вплотную занимался Т. Гоббс. Принцип механического материализма Гоббс перенес на изучение человека, отказавшись от идеи разумной души, составляющей проявление особой, духовной субстанции.

Он сформулировал воззрение  на жизнь как на процесс чисто механический и автоматический, либо «жизнь есть лишь движение членов», причем сердце -  это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела7.

И все же человек не просто тело в ряду других природных тел, но и разумное существо. Он есть субъект морали и одновременно политики. В качестве такового он – творец многообразных искусственных тел, создатель культуры. Важнейшее и сложнейшее из искусственных тел – государственность. В учении о государстве Гоббс и видел главную задачу своей доктрины, которую он вместе со своим веком именовал моральной, или гражданской философией. Исходное понятие этой доктрины – понятие человеческой природы.

Господство естественного  права с наибольшей силой проявляется, согласно Гоббсу, в естественном состоянии, когда нет ни государственности, ни собственности, ни морали, ибо естественное права означает право каждого человека на все, в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы, в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами. Гоббс не жалеет красок для изображения алчности и даже хищности людей в их естественном состоянии. Он выражает эту мрачную картину древнеримской пословицей «Человек человеку волк». Отсюда совершенно понятно, почему естественное состояние представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым». Она выявляет иллюзорность человеческой свободы, игнорирующую любую необходимость. Такая война грозит человечеству самоистреблением. Отсюда жизненная необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное.

Главный признак такого состояния  наличие сильной централизованной власти. Она учреждается путем  общественного договора, в котором участвуют все без исключения индивиды. Этот договор не следует мыслить буквально, как некий кратковременный акт, в результате которого сразу появится государство. В естественном состоянии все люди обычно испытывают страх за свою жизнь, руководствуясь инстинктом самосохранения. Поэтому их договор следует мыслить скорее как процесс непрерывного осознания невыносимости их естественного состояния и необходимости учреждения состояния государственности.

Доктрина общественного  права и общественного договора  оказала значительное влияние на социально-политическую практику Нового Времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

    1. Григорьев П.И., Каришин А.А., Кацапова А.А. Философия/Учебное пособие – Москва - МИКХиС, 2006.-150с.

 

    1. Золкин А.Л. Философия: учебник –Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-590с.

 

    1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001.-584с.

 

    1. Овчинникова М.В. Учебный словарь минимум философских терминов Учебное пособие / Российский Заочный институт текстильной и лёгкой промышленности - М., 2009.

 

    1. http://www.iqlib.ru

1 Бэкон Ф. Соч В 2т. Т.2 – М.: Мысль, 1977. – с.48.

2 Левиафан – библейское чудовище, о котором в Книге Иова сказано, сто на свете нет ничего сильнее его.

3 Гоббс Т. Левиафан Избр. Произв. В 2т. Т.2 – М.: Мысль, 1965. С.-156.

4 Гоббс Т. Левиафан Избр. Произв. В 2т. Т.2 – М.: Мысль, 1965. С.-195-196.

5 Гоббс Т. Левиафан Избр. Произв. В 2т. Т.2 – М.: Мысль, 1965. С.-196.

6 Т. Гоббс О гражданине. Избр. Философ произв. В 2т Т. 1.-М: мысль, 1965.-с.345,

7 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 Т. Т2. – М., 1964. – с. 47.




Информация о работе Проблема науки и методологии в философии Нового времени