Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, контрольная работа
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решении этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. –эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греческого emperia - опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Формирование эмпиризма…………………………………………………5-8
3. Формирование рационализма………………….…………………………9-13
4. Социально-антропологическая проблематика философии Нового времени…………………………………………………………...………14-15
5. Заключение……………………………………………………………..16-19
Список литературы…………………………………………………………..20
Индукция – это обобщение данных опыта, выведение общего из наблюдений за отдельными. Единичными фактами или вещами. Однако индукция Бэкона особого рода. Она начинается с «рассечения» вещей, т.е. она не довольствуется наличным опытом, тем, что лежит на поверхности. Бэкон предлагает разделять данные нам в опыте вещи на составляющие их «простые природы». Например, такую вещь, как Солнце, по Бэкону можно расчленить на составляющие – яркость, пламя, лучистость, движения мелких частиц и т.д..
Допустим, мы желаем узнать, что составляет сущность (форму) теплоты, присущей солнцу. Прежде всего нам следует составить таблицу всех вещей, естественных и созданных искусственно, которые обладают свойством выделять тепло. Мы, далее, разделяем их на составляющие. Затем сводим в таблицу составляющие тех вещей, которые максимально близки по своему элементному составу к вещам, собранным в первой таблице, но которые как раз свойством теплоты не обладают. Мы сравниваем вещи из первой и второй таблиц, чтобы вычесть из числа кандидатов на сущность тепла те составляющие, которые равно присутствуют в первой и второй таблицах. Далее мы составляем третью таблицу, в которой выстраиваем вещи, обладающие теплом, по степени интенсивности в них этого качества. Мы как бы просеиваем составляющие явлений в ситах трех видов. В результате, по мнению философа, мы должны отсеять такую простую составляющую, такую «простую природу», которая и будет являться искомой формой.
Для Бэкона образцовой наукой было экспериментально естествознание. Сделать философию научной означало для него построить философию по образцу экспериментального естествознания. В целом методология Бэкона сыграла роль скорее общего ориентира для развития философии и науки, чем конкретного познавательного инструмента. Этот ориентир состоял в стремлении очистить человеческий разум от предрассудков. Но что такое – разум? Ответ на этот вопрос попытались дать рационалисты.
Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываясь от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф.Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.
ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА.
Научная революция XVI-XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII века связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что подобно тому как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновывается им.
Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т.е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в..
Западноевропейский
Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общим философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленную крону – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д..
В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Как было принято именовать философию в те времена. Для Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблем заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна.
В свих поисках Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носит методологический характер. Поскольку радикальный скептицизм нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение – «Мыслю, следовательно, существую», -поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования.
Положение «Мыслю, следовательно, существую» представляет собой соединение двух соответствующих идей: «Я мыслю», и «Я существую». Из положения «Я мыслю» следует, что «Я» есть нечто мыслящее, нечто духовное, или душа в терминологии Декарта. Душа представляет собой некую непротяженную сущность или субстанцию. Собственная душа человека является первым предметом его познания. В душе содержатся идеи, одни из которых приобретены человеком в ходе его жизни, другие же являются врожденными.
Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых – идея Бога, не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то предмет этой идеи существует.
Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулирует существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.
Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно формулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.
В работе «рассуждение о методе» Р. Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «ввести свой разум к познанию истины».
Эти правила можно назвать как очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей его полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и при синтеза).
Применяя этот метод к философскому познанию Декарт прежде всего стремиться обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего знания. С этой целью он прибегает к методическому сомнению. Можно усомниться абсолютно во всем, даже в истинности математических аксиом, поскольку неоспоримой очевидностью оказывается лишь «я мыслю, следовательно, существую».
Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частым положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.
Таким образом, несомненным
оказывается только утверждение
о самом существовании
Гарантом объективности человечного познания у Декарта становится Бог. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как совершенного существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные. Каким образом эта идея оказалась присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственной оправданной на его взгляд мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданный им же.
Вся система аргументации
Декарта делает вполне понятной его
мысль о существовании
Декарт полагает все
возможные вещи составляют две самостоятельные
и независимые друг от друга субстанции
– души и тела. Эти субстанции
познаются нами в их основных атрибутах,
для тел таким атрибутом
Из протяженности мира следует, что невозможна пустота. Действительно, какие измерения могут быть у пустоты? Если же нет пустоты, то мир целиком заполнен протяженными телами. Состоят тела из корпускул, которые делимы и предела у этой делимости нет. Все тела во вселенной Декарта находятся в вихревом движении, и всеобщность движения зависит от того, что всем телам так уже свойственно двигаться. Им также свойственно и покоиться. Но покой – это идеальный случай. Тела бы покоились, если бы на них не воздействовали другие тела. Но в мире, где нет пустоты, покой может быть только гипотетическим.
Животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой «самодвижущиеся автоматы», никаких «живых начал» в органических телах не имеется. Человеческое тело – тоже автомат. Сердце, например, тот же насос. Но как происходит взаимодействие в человеке духа и тела? Ведь согласно Декарту, дух и тело – разные, не зависимые друг от друга субстанции. Им, следовательно, нечем цепляться друг за друга, мысли не могут воздействовать на тело. Где та среда, которая бы это воздействие передавала? А между тем мы все же считаем, взаимодействие духа и тела в человеке происходит ежесекундно. Но как это происходит?
Эта проблема оказывается одной из самых трубных для Декарта. Признавая существования двух субстанций, он вынужден в то же время признать и связь между ними. Эту проблему от него унаследовала вся философия Нового времени. И попытки так или иначе решить ее определили специфику многих учений XVII-XVIII вв. Она получила название проблемы психофизического параллелизма. В работе «О страстях души» Декарт предложил свое решение психофизической проблемы. Он признал в качестве связующего дух и тело элемента шишковидную железу, размещающуюся в основании мозга. Вряд ли, однако, это решение могло удовлетворить самого Декарта как философа. Хотя бы потому, что железа эта – телесна Ир вопрос тем самым не решается, но отодвигается, ибо все равно не ясно, как могут взаимодействовать телесное и бестелесное.
СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСИФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Создавая философскую систему и стремясь охватить все область знания, Гоббс выделил одну главную проблему, ради которой и строилась вся система. Таковой для него стала проблема государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан»2. Будучи представителем механистического материализма, Гоббс и общественные явления пытался истолковать с точки зрения механистического естествознания. По его мнению, геометрический, математический метод, являясь универсальным научным методом, должен найти свое применение и в области общественной. Общество, государство он рассматривает как большой механизм, который можно разложить на его основные элементы и объяснить их простыми законами природы. Исходя из этого Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское. Естественное состояние получится, по его мнению, если вычленить из человеческих отношений все, что внесло в них государство.
Информация о работе Проблема науки и методологии в философии Нового времени