Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 03:23, курсовая работа
В работе рассматривается проблема социальной и нравственной ответственности ученых, являющейся одним из факторов, определяющих тенденции развития как науки в целом, так и отдельных дисциплин и исследовательских направлений.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Этика науки И ЕЕ проблемНОЕ ПОЛЕ……..……….5
Глава 2. социальнАЯ ответственностЬ НАУКИ………….13
Заключение…………………………………………………………...22
Библиография………………………………………………………...24
В этой связи вновь возникает вопрос: может ли наука самостоятельно регулироваться на этическом уровне, насколько она способна к этическому самоконтролю? Ведь даже в случае применения в науке принципов этики, реально обусловленных конкретным пониманием блага человека, остается еще под вопросом, как будут действовать «обратная связь» и контроль за исполнением данных принципов.
Причины интереса к генной инженерии сейчас ясны. Дело в том, что помимо чисто познавательного интереса, генетическая инженерия вызвала интерес практически-прикладной — ныне она рассматривается даже как прообраз технологий будущего (биотехнология будущего). Развитие генетической инженерии заставило многих ученых задуматься над проблемами социальной ответственности науки и над возможностями социального регулирования научных исследований.
Человек
приобретает могущество, которым
следует пользоваться с величайшей
предусмотрительностью и
В целом
генетическая инженерия представляет
собой систему
Чрезвычайно важно, однако, обратить внимание на другую сторону генетической инженерии — на ее, так сказать, потенциальную угрозу для человека и человечества. В самом деле, поскольку манипуляции, лежащие в основе ее методов, затрагивают самые интимные механизмы генетических саморегулирующихся процессов и, в конечном счете, самой жизни, ясно, что молекулярные биологи достигли края страшной экспериментальной пропасти. Ведь даже простая небрежность или его некомпетентность в мерах безопасности может привести к непоправимым последствиям и представляет, поэтому серьезную угрозу всему человечеству. Еще больший вред могут принести эти методы в руках разного рода маньяков-злоумышленников и при использовании их в военных целях.
Началом
дискуссии по проблемам генетической
инженерии послужила
Попытки исследователей оценить вероятность возникновения «раковой эпидемии» оказались неудачными, ввиду отсутствия необходимой для этого информации. В этой ситуации в июле 1974г. группа исследователей-первопроходцев в области генетической инженерии во главе с Бергом обратилась к ученым всего мира с призывом наложить мораторий на научные исследования в двух наиболее опасных направлениях. Имелись в виду, во-первых, эксперименты по введению генов онкогенных вирусов, животных и токсинов в бактерии, во-вторых, клонирование, или эксперименты дробовика (shot-gun), генов высших организмов в бактериях. Это был решительный призыв к научному сообществу по вопросам саморегулирования научной деятельности. Его поддержали многие ученые во всем.
Наряду
с ростом движения за прекращение
опасных экспериментов в
Генная инженерия, может быть, сильнее и очевиднее, чем, когда бы то ни было в прошлом (включая дискуссии об угрозе исследований в области ядерной физики), обратила внимание человечества на необходимость общественного контроля (социального и этического) за всем тем, что происходит в науке и что может непосредственно угрожать человеку. Хотя и приняты определенные правила генно-инженерных работ, вряд ли уместно преуменьшать их потенциальную опасность.
Развитие генной инженерии и близких ей областей знания (да и не их одних) заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности в деятельности ученых.
Таким образом, социальная и нравственная ответственность ученых оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития как науки в целом, так и отдельных дисциплин и исследовательских направлений. В 1970-е годы резонанс вызвали результаты и перспективы биомедицинских и генетических исследований, и кульминацией стал призыв группы молекулярных биологов и генетиков во главе с П. Бергом (США) к объявлению моратория на такие эксперименты в области генной инженерии. Не менее ярким примером являются острые дискуссии, развернувшиеся вокруг темы клонирования животных и человека.
Большое число моральных проблем возникает при решении вопроса о трансплантации органов и т. д. Все эти примеры показательны в том, что ученые, обращаясь с призывом к общественному мнению, пытаются привлечь внимание предупреждением о возможных опасностях. Указанная ситуация свидетельствует о проявлении чувства социальной ответственности науки.
заключение
Нет сомнений в том, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать собственное чувство ответственности, для нахождения правильного пути преодоления возникающих угроз. И, разумеется, основная задача общей ответственности ученых мира — повсеместно бороться с причинами, которые вызывают вредные, губительные последствия. Их задача – направлять научные поиски на искоренение вреда, который сама наука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных проблем, имеющих глобальное значение.
Как бы жестко и безапелляционно это ни звучало, но именно капитуляцией, следует считать встречающуюся в последнее время своеобразную форму реакции на возникающие перед совестью ученого трудные решения. Капитуляция, находящая свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркультуры» с призывом приостановить поступательное движение научного исследования.
Необходимо также констатировать факт возникновения противоречий между наукой и властью. Сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука – показатель силы государства. Наличие научных достижений – экономический и международный статус государства. Степень взаимосвязи науки и власти – привлечение ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В Европе и США ученые привлекаются к управлению. В России власть обеспечивает ученым скромное содержание, а ученые не несут ответственности за состояние дел в стране.
Также в настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международная федерация ученых, их профессиональные объединения в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Британская ассоциация по социальной ответственности ученых (BSSRS), и другие. В развитии этого движения присутствует важная форма проявления учеными своей ответственности в периоды, которые характеризуются особенно широкими, достигающими глобальных масштабов проблемами, затрагивающими различные стороны современного общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. — М.: Знание, 1986. — С.407.
2 Чавкин С. Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. — М.: Прогресс, 1982. — С.15, 18.
3 Трубников Н.К. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М.: Политиздат, 1990. — С.279.
4 Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. — М.: Знание, 1986. — С.410.
Информация о работе Проблема ответственности ученогоПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНОГО