Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:52, контрольная работа
В период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – материалистическое направление в развитии философской мысли. Позднее с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека, философская мысль принимает идеалистическое направление. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важный составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают¬ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ро¬лью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.
Введение 3
Проблема первоначала у представителей материализма 4
в античности. 4
Античные школы философии 5
(материалистическая линия) 5
Проблема первоначала у представителей идеализма в античности 8
Античные школы философии 9
(идеалистическая линия) 9
Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки. 15
Заключение 18
Источники 20
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), осуществовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея Блага подобна Солнцу в человеческом измерении.
Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.
Сочинения Платона, известные под названием «Диалоги Платона»:
Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.
Проект Платона называется проектом «идеального государства». Он видел 6 разновидностей государств, среди существующих типов:
Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это монархия. Если несколько — аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково.
Идеальному типу Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. Отрицательный тип государства выступает, по мнению Платона, в четырех возможных формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Философ принимал социологический подход в исследовании проблем населения. Всё население государства он подразделял на три сословия:
Аристотель.
В 335 г. основал собственную философскую школу – Лицей.
Аристотель написал более 150 научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы: "экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические" (от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились сочинения второй группы.
Логические труды Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике", психологические - в сочинении «О душе», социально-политические - в "Политике" и т.д.
Философ сформулировал три закона логики:
Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой – природа.
Предмет первой философии, исторически получившей название «метофизика», не природа, а то, что существует сверх неё – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.
В работе «Метафизика» Аристотель подразделяет науку на три больших раздела:
В центре первой философии стоят проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах (первопричинах) всего существующего:
Завершают аристотелевскую концепцию первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя. Философское учение о высшем бытие выступает как теология. Бог Аристотеля – безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности. Мысль Бога – есть мысль о мысли. Будучи высшим бытием, божественный Ум выступает в качестве триедино формально-движущей целевой причины.
В своих работах по психологии Аристотель говорит о трех проявлениях души:
С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: “Никомахова этика” , “Евдемова этика” и “Большая этика” . Основой этики Аристотеля служит психология. Этика философа занимает среднее положение между его психологией и политикой. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.
В исследованиях проблем
государства Аристотель
Аристотель выделяет шесть основных типов государства:
Подобно Платону Аристотель подразделяет формы государства на «дурные и хорошие». Хорошие: монархия, аристократия, полития. И плохие: тирания, крайняя олигархия, охлократия.
Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.
Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени - философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие - это пустота, а бытие - это атомы.
Атом - неделимая, совершенно плотная,
непроницаемая, не воспринимаемая чувствами
(вследствие своей, как правило, малой
величины), самостоятельная частица вещества, атом неделим,
вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают
и никогда не погибают. Они бывают самой
разнообразной формы - шарообразные, угловатые,
крючкообразные, вогнутые, выпуклые и
т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы,
их можно только мыслить. В процессе движения
в пустоте атомы сталкиваются друг с другом
и сцепляются. Сцепление большого количества
атомов составляет вещи. Возникновение
и уничтожение вещей объясняются сложением
и разделением атомов; изменение вещей
- изменением порядка и положения (поворота)
атомов. Если атомы вечны и неизменны,
то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом,
атомизм соединил в одной картине рациональные
моменты двух противоположных учений
- учений Гераклита и Парменида: мир вещей
текуч, изменчив, а мир атомов, из которых
состоят вещи, неизменен, вечен.
По Демокриту, мир в целом - это беспредельная
пустота, начиненная многими отдельными
мирами. Отдельные миры образовались в
результате того, что множество атомов,
сталкиваясь друг с другом, образуют вихри
- кругообразные движения атомов. В вихрях
крупные и тяжелые атомы скапливаются
в центре, а более легкие и малые вытесняются
к периферии. Так возникли земля и небо.
Небо образует огонь, воздух, светила.
Земля - центр нашего мира, на краю которого
находятся звезды. Каждый мир замкнут.
Число миров бесконечно. Многие из них
могут быть населенными. Демокрит впервые
описал Млечный Путь как огромное скопление
звезд. Миры преходящи: одни из них только
возникают, другие находятся в расцвете,
а третьи уже гибнут.
Исторической заслугой античного атомизма
являлось также формулирование и разработка
принципа детерминизма (причинности).
В соответствии с этим принципом любые
события влекут за собой определенные
следствия и в то же время представляют
собой следствие из некоторых других событий,
совершавшихся ранее. Демокрит понимал
принцип детерминизма механистически,
отождествляя причинность и необходимость.
Все, что происходит в мире, не только причинно
обусловлено, но и необходимо, неизбежно.
Он отвергал объективное существование
случайности, говоря, что человек называет
событие случайным, когда не знает (или
не хочет узнать) причины события. Мир
атомистов - мир сплошной необходимости,
в котором нет объективных случайностей.
Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества.
Концепция атомизма - одна из самых эвристичных,
одна из самых плодотворных и перспективных
научно-исследовательских программ в
истории науки. На основе принципа атомизма, рассмотрения тел как суммы
бесконечно большого числа малых неделимых
атомов Демокрит сформулировал идею математического
метода неделимых, позволяющего определять
отношения площадей фигур или объемов
тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской
математике в XVI-XVII вв., стал одной из вех
на пути создания интегрального исчисления.
Концепция атомизма сыграла решающую
роль в развитии представлений о структуре
материи, в ориентации движения естественнонаучной
мысли на познание все более глубоких
структурных уровней организации материи.
И сейчас, через 2500 лет после ее возникновения,
программа атомизма (применяемая уже не
к атомам, а к элементарным частицам, из
которых они состоят) является одним из
краеугольных оснований естествознания,
современной физической картины мира.
Подводя
итог анализу античной
Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению - материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй - в идеальной.
Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:
Информация о работе Проблема первоначала в античной философии