Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:44, реферат
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Все это заново ставит принципиальный
теоретико-познавательный и методологический
вопрос о соотношении собственного
и гносеологического развития объекта
— вопрос, который поставил и
по-своему блестяще решил еще К. Маркс
в «Капитале». Использованный им познавательный
принцип носит название единства
логического и исторического
и гласит, что в теоретической
системе знания собственная история
объекта должна быть вскрыта в
его существенных и необходимых
моментах логически, но при этом необходимо
опираться на историю его познания,
ибо развитие идей в той или
иной степени запечатлело
Словом, теоретическая реконструкция собственной истории объекта опирается на историю его познания (на его гносеологическое развитие), а его гносеологическое развитие проясняется только на основании логики собственного развития, вскрытой теоретической мыслью.
2.2. Субъект познания
На первый взгляд может показаться, что с пониманием субъекта noзнания дело обстоит намного проще и его можно напрямую отождествить с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка нашему повседневному наивно-реалистическому опыту и наиболее распространена. Она трактует субъект в качестве так называемого психологического субъекта познания. Здесь познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, стой или иной степенью адекватности отражающий объект.
При всей интуитивной очевидности
подобного подхода в нем есть
один существеннейший недостаток —
он не учитывает активный и конструктивный
характер поведения субъекта, то, что
последний способен не только отражать,
но и формировать объект познания.
Более того, знание всеобщего и
необходимого характера, что особенно
зримо наличествует в логике и
математике, нельзя вывести, исходя из
теории отражения объекта и
Иными словами, существует некое инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур и выявление которого составляет подлинную цель теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И. Канту и получила название трансцендентального субъекта познания. Развитие опытных наук, особенно психологии, подтвердило правоту многих кантовских философских интуиции. Действительно, у индивида существует целый комплекс первичных доопытных идей и установок, формирующих его картину мира, более или менее одинаковую с картинами мира у других людей: эталоны восприятия цвета, звука и формы, категориальные структуры мышления, языковая компетенция и т.д.
Сам основоположник трансценденталистского
взгляда на субъект познания уклонялся
от вопроса, каково происхождение этого
доопытного познавательного ядра в
каждом человеке. По И. Канту, он попросту
лишен смысла: структуры трансцендентальной
субъективности априорны; а потому
все попытки ответить на этот вопрос
неизбежно приводят к логическому
кругу, когда сама постановка проблемы
подразумевает наличие того, о
происхождении чего спрашивают. Однако
последующая философская и
Так, Н. Хомский и К. Лоренц считали
их биологически врожденными формами
адаптации к миру; Ж. Пиаже —
следствием инвариантных структур деятельности,
которыми ребенок овладевает на ранних
стадиях развития; марксистская психологическая
парадигма рассматривала их как
продукт влияния инвариантов
культурной среды. В рамках восточной
гносеологической традиции также признается
существование устойчивого
Гегель был, вероятно, первым, кто достаточно убедительно показал: индивид, какими бы общими с другими индивидами структурам субъективности он ни обладал, тем не менее, познает по-разному в каждую конкретную историческую эпоху в зависимости от господствующих в обществе общекультурных предпосылок, идеалов и норм познавательной деятельности. Один и тот же объект носители разных познавательных традиций могут даже видеть, а не то, что познавать совершенно по-разному. К примеру, дикарь с острова Борнео и современный ученый-биолог увидят в компьютере разные вещи: один магически мерцающий и загадочно звучащий объект, от которого желательно держаться подальше; второй — вершину достижений человеческого научного гения, существенно облегчающую его научную деятельность.
Стало быть, индивидуальная познавательная активность двух субъектов определяется какими-то надперсональными структурами, имеющими как бы свою собственную жизнь и логику развития. Более того, объем знаний, который существует в социуме на данный момент исторического времени, всегда превосходит объем знаний и навыков, которыми владеет каждый отдельный познающий индивид. Отсюда вытекает идея существования коллективного (или соборного) субъекта познания, практически реализующегося посредством усилий многих индивидуальных психологических субъектов, но к ним несводимого и относительно от них автономного. Примером бытия подобного субъекта может служить научный коллектив, группа научно-исследовательских коллективов, профессиональное сообщество (например, сообщество философов-профессионалов) или даже человеческое общество в целом.
Однако философская
Здесь индивидуальная познавательная
деятельность человека рассматривается
как часть деятельности Божественной
Премудрости, в которой она укоренена
и к слиянию с которой она
в идеале стремится. Только в Абсолютном
Субъекте познавательной деятельности
(или в Абсолютном Сознании) объект
и субъект оказываются
Интересно, что предположение о
существовании в Космосе
Подытоживая различные трактовки
субъекта познания, можно попытаться
дать его общее определение, учитывающее
вышеотмеченные аспекты: под субъектом
познания следует понимать наделенного
сознанием человека, включенного
в систему социокультурных
3.Диалектика чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм
и рационализм - две крайности
в оценке соотношения чувственного
и рационального отражения в
процессе познания.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк,
Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного
отражения, отстаивая тезис: нет ничего
в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании
роли чувственного познания как важнейшего
источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания,
в попытке свести весь процесс познания
к различным комбинациям чувственных
данных, принизить и свести на нет роль
мышления. В итоге сенсуализм всегда
пасовал перед вопросом о природе общих
понятий, перед математическими истинами
и т.д.
Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.
В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления Сенсуализма. Материалистический Сенсуализм. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический Сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в Сенсуализме. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического Сенсуализма, была сформулирована Эпикуром. Более умеренный Сенсуализма, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула Сенсуализма.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.
Видными
представителями
Непоследовательность локковского Сенсуализма была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал Сенсуализм идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический Сенсуализм не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.
Виднейшими
представителями
Эти
слабости сенсуализма активно
Таким образом, лишь в единстве чувственного
отражения и рационального познания, эмпирического
и теоретического познания - реальный
путь к постижению истины. И мы как раз
и обратимся теперь к конечной цели познания
- к проблеме истины.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.