Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:44, реферат
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Как
целостная система
Рационализм 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Рационализма.
Обосновывая
безусловную достоверность
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Рационализм к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Рационализма роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.
И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм (как это было в классическом Рационализме.), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Рационализм сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Рационализм приобретает характер панлогизма.
В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического рационализма. с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Рационализма., связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Рационализма. (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).
Ограниченность и односторонность Рационализма были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и рационализмом стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
4.Понятие практики.
Роль практики в процессе
Важнейшим видом человеческой
деятельности является практика. Она представляет собой чувственную материальную
деятельность, направленную на преобразование
окружающего нас мира, природы и общества,
лежит в основе всех других видов общественной
и духовной деятельности, в том числе и
процесса познания. Практика, следовательно, включает в себя
не только процесс труда, но и всю общественную,
революционно-
Представители всех школ и направлений домарксистской философии не понимали роли практики в процессе познания. Одни из них считали источником познания разум, врожденные или дарованные богом идеи и принципы. Другие считали единственным источником знаний ощущения. Мы уже видели, к каким неразрешимым трудностям и противоречиям приводили эти взгляды даже домарксистские материалисты, включая Л. Фейербаха, не смогли подняться до понимания роли практики в процессе познания. Они считали, что знания возникают на основе «чистых» чувственных ощущений в процессе пассивного наблюдения, созерцания действительности. Главный недостаток созерцательного материализма К. Маркс видел в его неспособности понять активную творческую роль человека как субъекта познания. В чем же эта роль состоит? Да в том, что человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности, и прежде всего в труде, переделывает его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, в том числе и общества, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось простым созерцанием, пассивным наблюдением. Так как практика человека подвижна, изменчива, постоянно развивается, то и знания, которые мы получаем в практической деятельности, усложняются, уточняются и развиваются. Практика, следовательно, не только источник получения знаний, но и основа их развития и совершенствования.
Обсуждая роль ощущений в
процессе познания, мы установили, что
само образование чувственных
Практика является специфически
человеческим видом деятельности. Даже
самая сложная деятельность животных
не может расцениваться как
Сколько бы вы ни наблюдали за твердыми телами и особенностями жидкостей, например воды, это пассивное наблюдение не позволит сказать, как изменяется вес тела, погруженного в воду. Сталкиваясь в практической деятельности тысячи раз с телами, случайно или нарочно погруженными в воду, люди в конце концов открыли, что их вес становится тем меньше, чем больше вес вытесненной ими воды (закон Архимеда). Это открытие было затем с большим успехом использовано в практике кораблестроения.
В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая многовековую практику классовой борьбы, пришли к выводу, что объективным законом истории является преодоление антагонистических классовых противоречий и создание бесклассового общества. Их противники пытались подвергнуть сомнению и оспорить объективную истинность этого положения. Лучшим его подтверждением явилась практика социалистического строительства в нашей стране, приведшая к созданию общества, в котором нет классовых антагонизмов.
Таким образом, и в познании природы, и в познании общества практика оказывается источником и основой развития познания, критерием истинности полученных знаний.
Заключение
Современная
политическая экономия имеет собственные
онтологию – познание исторического
развития и современного состояния
общества, т.е. объективной окружающей
общественной реальности в ее ретроспективе,
и гносеологию – диалектическое
познание производственного развития
обществ и диалектика самой политической
экономии. В современной политической
экономии определены новые общественно-
Следует, таким образом, диалектический, точнее, диалектико-материалистический метод это метод мышления широчайшего круга ученых и практиков, позволяющий им решать высшие диалектические задачи познания и освоения объективного мира. Диалектика как метод определяет и обосновывает диалектический метод как способ мышления исследователя и практика.
Список использованной литературы:
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М, 2010
Губанов Н.И. Чувственное отражение. М, 2011
Коршунов А.М.Познание и деятельность. М, 2010
Лекторский В.А. Субъект.Объект.Познание. М, 2011
Маркс К.,Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории.
Орлов
В.В. О современной форме
Станин Л.Я. Диалектика и философия (начало). М., 2010.
Суркова Л.В. К неклассической диалектике. М., 2003.
Фролова И.Т. Учебник «Философия». М.,2011.