Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:09, лекция
На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»). Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения.
Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении социальных перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной социальной динамики и стабильности общества.
Отношения не могут складываться
при отсутствии общения и средств
общения. Это есть не просто обмен
информацией, но и включает всю сознаваемую
и не сознаваемую глубину сопричастн
При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует качество общения. Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше. Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а отъезд короля длился годы, то теперь все иначе.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам. Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информацию. Потеря информации. Замедленная, искаженная передача. Письменность - роскошь немногих, редкие книги пишутся от руки специальными писцами.
Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность обучения без учителя. Характер психики человека становится, зависим от средств передачи и хранения информации. Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор.
Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека.
Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.
Информатизация привела
к созданию всемирной компьютерной
сети и связанным с ней проблемам.
При этом каждому доступна практически
любая необходимая ему
См. вопрос №16.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь, когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения
человеком собственной сущности
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.
Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры, т.е. объясняет историю с точки зрения религии.
История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации? Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное познание и наука - основной элемент философствования.
У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».
Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.
Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество. Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения, массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.
Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности, как личностного, так и общественного характера.
Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы или общности как целостности. Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция, тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов.
Социальные институты есть сравнительно высокоорганизованные системы, отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций. Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля над взаимодействием.
Существует пять групп общих признаков социальных институтов:
Социальные институты могут быть формальными и неформальными (формальное взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых актов). С точки зрения содержания целей и задач подразделяются на политические (организация и осуществление власти), экономические (организация и управление хозяйственной деятельностью, завод, торговля), культуры и воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культурных ценностей).
Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, био- и социосферы. Человечество держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Так как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер.