Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:29, реферат

Описание работы

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Проблема сознания в истории философии. Сознание как свойство высокоорганизованной материи……..…………………………………………5
2.Природа идеального………………….……………………………………..11
3.Структура сознания. Сознание и бессознательное. Современные трактовки бессознательного……………………………………………….……………… 13
4.Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь………………18
Заключение………………………………..……………………………………...21
Проблемный вопрос……………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………....…..…28

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

 

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

группы «ЗПС-111п»

Депланьи Т.А.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Проблема сознания в  истории философии. Сознание как  свойство высокоорганизованной  материи……..…………………………………………5

2.Природа  идеального………………….……………………………………..11

3.Структура сознания. Сознание  и бессознательное. Современные  трактовки  бессознательного……………………………………………….………………  13

4.Индивидуальное и общественное  сознание. Их взаимосвязь………………18

Заключение………………………………..……………………………………...21

Проблемный вопрос……………………………………………………………..23

Список используемой литературы……………………………………....…..…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Сознание является  одной из традиционных вечных  философских загадок. Постоянное  воспроизводство ее в истории  культуры, философии и науки свидетельствует  не только о существовании  теоретических и методических  затруднений в ее решении, но  и о непреходящем практическом  интересе к сущности этого  феномена, механизму его развития  и функционирования.

     В самом  общем виде «сознание» является  одним из наиболее общих философских  понятий, обозначающих субъективную  реальность, связанную с деятельностью  мозга и его продуктами: мыслями,  чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места и роли  этой реальности невозможно создание  ни философской, ни научной  картины мира. В течение многих  веков не смолкают горячие  споры вокруг сущности сознания  и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание  как крохотную искру величественного  пламени божественного разума. Идеалисты  отстаивают мысль о первичности  сознания по отношению к материи.  Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.

     Философия  ставит в центр своего внимания  как основной вопрос отношение  материи и сознания, а тем самым  и проблему сознания. Значение  этой проблемы обнаруживается  уже в том, что вид, к которому  принадлежим мы, люди, обозначают  как человек разумный. Исходя  из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

 

 

1.Проблема сознания в истории философии. Сознание как свойство высокоорганизованной материи.

     Сознание - это  высшая, свойственная только человеку  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении  действительности.

     Самые первые  представления о сознании возникли  в древности. Тогда же возникли  и представления о душе и  были поставлены вопросы: что  представляет собой душа? как  она соотносится с предметным  миром? С тех пор продолжаются  споры о сущности сознания  и возможности его познания. Одни  исходили из познаваемости, другие, что попытки понять сознание  тщетно также как попытка из  окна увидеть себя идущим по  улице. 

     Первоначальные  философские взгляды не содержали  строгого различения между сознанием  и неосознанным, идеальным и материальным.

     Впервые сознание  как особая реальность, отличная  от материальных явлений была  выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального.

     Разум был  представлен как вещь, когда не  мыслит – все равно разум,  следовательно, разум и сознание  существуют независимо друг от  друга. Когда они встречаются,  получается знание.

     Античная философия   не рассматривала способность  человека рефлексировать (смотреть  на самого себя). Эта проблема  – в рамках восточной философии.

     В Средневековье  проблема сознания как проблема  духа. Сознание - не только знание  о внешнем мире, но и о собственном  духовном опыте.  Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной  – нет, там нет времени.

     В Новое  время проблема решалась постепенным  отрешением от Бога. Не Бог,  а человек как начало всего.  В мире нет ничего кроме  человека, что дало бы возможность  ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир.  Точку отсчета нужно искать  в человеке. Наибольшее влияние  на разработку проблем сознания  в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал  на высшей форме сознательной  деятельности – самосознании.   Сознание философ рассматривал  как созерцание субъектом своего  внутреннего мира как непосредственную  субстанцию, противостоящую внешнему  пространственному миру. Сознание  отождествлялось со способностью  субъекта иметь знание о собственных  психических процессах.

 Религиозные и мистические  компоненты были утеряны, восторжествовала  логика.

     В XIX веке  возникают различные теории, ограничивающие  сознательную деятельность, настаивающие  на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические  подходы к оценке человеческой  духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и  другие).

     Одна из  наиболее распространенных и  научно обоснованных гипотез  о возникновении сознания исходит  из признания всеобщего свойства  материи – отражения. Предполагается, что каждому уровню материи  (неорганический, органический, социальный) присуща специфическая форма отражения. Генетически исходной формой на органическом уровне (живая природа) является раздражимость – способность организма к реакциям на определенные раздражители. Затем возникает чувствительность – способность к ощущениям.

     В ХХ веке  сознание индивида – функция  надындивидуального опыта, знания  сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями  общественной жизни. Сознание  индивида определяет уровни социально–культурного  развития общества. Индивидуальное  сознание детерминировано.

     Сознание можно  абсолютно противопоставить материи.  Противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная  субстанция, а одно из свойств  материи, следовательно, неразрывно  связано с материей. Абсолютное  противопоставление материи и  сознания ведет к тому, что  сознание выступает как некая  самостоятельная субстанция, существующая  наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

     Различие заключается  в том, что  сознание не  есть сама материя, а одно  из ее свойств. 

     Сознание существует  не всегда. Оно возникло в ходе  исторического развития материи,  усложнения ее форм, как свойство  высокоорганизованной материальной  системы. 

      Человеческий  мозг - поразительно сложное образование,  тончайший нервный аппарат. Это  самостоятельная система и вместе  с тем подсистема, включенная  в состав целостного организма  и функционирующая в единстве  с ним, регулирующая его внутренние  процессы и взаимоотношения с  внешним миром. Какие же факты  неопровержимо доказывают, что именно  мозг есть орган сознания, а  сознание - функция человеческого  мозга?

     Прежде всего,  тот факт, что от уровня сложности  организации мозга зависит и  уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо  развит и мог служить органом  лишь примитивного сознания. Мозг  современного человека, сформировавшийся  в результате длительной биосоциальной  эволюции, представляет собой сложноорганизованный  орган. Зависимость уровня сознания  от степени организации мозга  подтверждается еще и тем, что  сознание ребенка формируется,  как известно, в связи с развитием  его мозга.

     Нормальная  психика невозможна вне нормально  функционирующего мозга. Как только  нарушается и тем более разрушается  утонченная структура организации  материи мозга, разрушаются и  структуры сознания.

     Экспериментальные  данные различных наук, таких  как психофизиология, физиология  высшей нервной деятельности  и другие, неопровержимо свидетельствуют  о том, что  сознание неотделимо  от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

     Воспроизведение  объективной реальности сопровождается  мысленной подготовкой к преобразующей  практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание  как высшая форма отражения  осуществляется в речевой (символической)  форме активного отражения и  конструктивно-творческой переделке  внешнего мира, в связывании новых  впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей  среды и противопоставления себя  ей как субъекта объекту. Возникновение  сознания непосредственно связано  с возникновением языка, членораздельной  речи.

     Человек отражает  внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

     Содержание  сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.

     Идея - это не  только знание того, что есть, но и планирование того, что  должно быть. Идея - это понятие,  ориентированное на практическую  реализацию.

     Творческая  деятельность сознания тесно  связана с практической деятельностью  человека и с потребностями,  возникающими под влиянием внешнего  мира. Потребности, отражаясь в  голове человека, приобретают характер  цели.

     Цель - это идеализированная  и нашедшая свой предмет потребность  человека. Цели формируются на  основе всего совокупного опыта  человечества и поднимаются до  высших форм своего проявления  в виде социальных, этических  и эстетических идеалов. Способность  к  целеполаганию - специфическая  человеческая способность, составляющая  кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной  роскошью, если бы оно было  лишено целеполагания, то есть  способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

     Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее,  но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом  царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает способностью новаторства, творчества.

     Признание  активного, творческого характера  сознания является необходимым  требованием понимания человеческой  личности: люди есть продукты  и творцы истории. Связь с  действительностью осуществляет  не само по себе сознание, а  реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на человека и отражаясь в  его сознании, превращается в  идеальное. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

Информация о работе Проблема сознания в философии