Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:29, реферат

Описание работы

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Проблема сознания в истории философии. Сознание как свойство высокоорганизованной материи……..…………………………………………5
2.Природа идеального………………….……………………………………..11
3.Структура сознания. Сознание и бессознательное. Современные трактовки бессознательного……………………………………………….……………… 13
4.Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь………………18
Заключение………………………………..……………………………………...21
Проблемный вопрос……………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………....…..…28

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

4. Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь.

 

     Сознание структурно  организовано и представляет  собой целостную систему, состоящую  из множества компонентов.

     В современной  философии в структуре индивидуального  сознания принято выделять четыре  основных компонента:

1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4.ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

     Данная структура  соотносится с фактом межполушарной  асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие мозга «отвечает»  за наглядно-образное мышление, левое  - за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными  элементами в поле сознания  представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).

     В структуре  индивидуального сознания сознательное и бессознательное взаимосвязаны и не существуют изолированно друг от друга.

          Сознание является не только  индивидуальным, личностным, но и  включает в себя общественную  функцию. Структура общественного  сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом  взаимодействии с сознанием индивидуума.

     В структуре  общественного сознания выделяются  такие уровни, как теоретическое  и обыденное сознание. Первый  образует общественную психологию, второй – идеологию.

     Обыденное  сознание формируется стихийно  в повседневной жизни людей.  Теоретическое сознание отражает  сущность, закономерности окружающего  природного и социального мира.

     Общественное  сознание выступает в различных  формах: общественно-политические взгляды  и теории, правовые взгляды, наука,  философия, мораль, искусство, религия.

     Дифференциация  общественного сознания в современном  виде – результат длительного  развития. Первобытному обществу  соответствовало примитивное, недефферинцированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

    Рассмотрим кратко  отдельные формы общественного  сознания:

— политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое  выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения  между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с  другими государствами и нациями;

— правовое сознание в теоретической  форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью  утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного  общества;

— мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение  индивидуумов, средство воспитания и  укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

- искусство – особая  форма деятельности человека, связанная  с освоением действительности  через художественные образы;

- религия и философия  – наиболее удаленные от материальных  условий формы общественного  сознания. Религия древнее философии  и является необходимым этапом  развития человечества. Выражает  окружающий мир через систему  мировоззрения, основанного на  вере и религиозных постулатах.

     Общественное  и индивидуальное сознание находятся  в тесном единстве. Общественное  сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

     Индивидуальное  сознание тесно связано с общественным  сознанием. Преломляясь через  общественную практику, общественное  сознание реализуется в материальной  действительности. Оно может способствовать  развитию прогрессивных тенденций,  а может препятствовать их  осуществлению.

     Общественное  сознание характеризует общее  содержание надындивидуального  сознания. Господство общественного  сознания снижает активность  индивидуального сознания. В своем  содержании индивидуальное сознание  воспроизводит содержание общественного  сознания и зависит от конкретной  исторической эпохи.

 

 

 

Заключение

 

     Сознание выступает  как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм  проявления духовной и душевной  жизни человека в их единстве  и целостности, а также способов  контроля и регуляции его взаимоотношений  с действительностью, управления  этими взаимоотношениями.

     Важно отметить, что сознание, деятельность и  личность индивида представляют  собой весьма противоречивое, развивающееся  и не очень легко дифференцируемое  единство. Конечно, можно и нужно  изучать каждый из этих феноменов  отдельно.

     Однако надо  всегда иметь в виду целое,  то есть человека и его место  в мире. В этом целом в качестве  ведущего фактора на разных  этапах развития может выступать  либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом  сознание выступает в качестве  связки, опосредствующего звена  между деятельностью и личностью.

     Действенное  и действующее сознание является  очень важным положительным фактором  развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны  лежать мысли о смысле человеческого  бытия, о подлинно человеческих  ценностях. Когда этого нет,  то сознание остается узким,  ограниченным, неразвитым, несовершенным.

     Переход к  сознанию представляет собой  начало нового, высшего, этапа  развития психики. Сознательное  отражение в отличие от психического  отражения, свойственного животным, это отражение предметной действительности  в ее отдельности от наличных  отношений к ней субъекта, т.е.  отражение, выделяющее ее объективные  устойчивые свойства.

     В сознании  образ действительности не сливается  с переживанием субъекта: в сознании  отражаемое выступает как «предстоящее»  субъекту. Общественное и индивидуальное  сознание находятся в тесном  единстве. Общественное сознание  носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

     Каждый индивид  на протяжении всей своей жизни  через отношения с другими  людьми, путем обучения и воспитания  испытывает влияние общественного  сознания, хотя и относится к  этому влиянию не пассивно, а  избирательно, активно.

     Общественные  нормы сознания духовно влияют  на индивида, формируют его мировоззрение,  нравственные установки, эстетические  представления. Общественное сознание  можно определить как общественный  разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

     В конечном  итоге общественное сознание  трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1] Алексеев П.В., Панин  А.В. // Философия // Учебник // 3-е  изд., перераб. и доп. // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

2] Дубровский Д.И. // Информация, сознание, мозг. // М.: Высшая школа, 1980.

3] «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский, Москва: «Высшая школа», 1980.

4] Караваев Э.Ф. // «Философия»  // М.: Юрайт-Издат, 2004. - 520с.

5] Леонтьев А. Н. // Деятельность. Сознание. Личность. // М., Политиздат, 1995.

6]  Мигалатьев А.А. «Философия». - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 639с.

7] Мир философии // Книга  в 2-х ч. // Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы // М.: Политиздат, 1991. - 672 с.

8] Никонов К.М. // редакция  учебника: Семинарские занятия по философии // - М.:Высшая школа, 1991. - 287с.

9] Новейший философский  словарь // 3-е изд., исправл. // М.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

10] Основы философии // Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. // Изд-во Том, 1991. - 276 с.

11] «Проблема сознания  и философское призвание». М.К.Мамардашвили.

Москва, 1988.

12]   Смирнов  И.Н., Титов В.Ф. Философия. М. 1997.

13]  Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону:

«Феникс», 1995.


Информация о работе Проблема сознания в философии