Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:29, реферат

Описание работы

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Проблема сознания в истории философии. Сознание как свойство высокоорганизованной материи……..…………………………………………5
2.Природа идеального………………….……………………………………..11
3.Структура сознания. Сознание и бессознательное. Современные трактовки бессознательного……………………………………………….……………… 13
4.Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь………………18
Заключение………………………………..……………………………………...21
Проблемный вопрос……………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………....…..…28

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  сознание  -  высшая,  свойственная  только  человеку   и  связанная   с  речью  функция  мозга,  заключающаяся  в  обобщенном, оценочном и целенаправленном  отражении мира в субъективных  образах  и  конструктивно-творческом  преобразовании   действительности,   в предварительном  мысленном  построении  действии  и  предвидении   их  результатов,  в  разумном  регулировании  и  самоконтролировании поведения человека.

 

 

 

 

 

 

2. Природа идеального.

 

     Сущностью  сознания является его идеальность,  которая выражается в том, что  составляющие сознания образы  не обладают ни свойствами  отражаемых в нем предметов,  ни свойствами нервных процессов,  на основе которых они возникли.

     Идеальное  выступает как момент практического  отношения человека к миру, отношения,  опосредованного формами, созданными  предшествующим поколениями - прежде  всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

     Идеальное  не является чем-то самостоятельным  по отношению к сознанию в  целом: оно характеризует сущность  сознания в отношении к материи.  В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

     Идеальное  и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

     Все учения  разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия – духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

     Идеальное  в современном представлении  определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический  разум, информационные поля, но  идеальное не является синонимом  этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.

     Многие определения  идут из далекого прошлого, но  их обсуждение не утратило  своей актуальности и в настоящее  время.

     Понятие идеального  используется для характеристики  специфического бытия объекта.

     С точки  зрения материалистической философии:  бытие определяет сознание. Сознание–синоним  идеального – это неверно. Существует три точки зрения на природу идеального:

     1. Природу идеального  ищут на стороне субъекта (Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

     2. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное–объективированные мыслительные формы - как схема предметно–практической деятельности.

     3. Природу идеального  ищут на стороне объекта (Лившиц)–идеальное–объективный эталон - образец, каким должен быть предмет либо явление.

       В процессе  реализации идеального сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли и идеи не теряют своеобразия. С помощью речи чувства, представления, мысли из личного достояния становятся достоянием других людей, всего общества, являются средством межиндивиндуальной связи. Благодаря речи сознание формируется как общественное явление, как продукт культуры, как основа связи между поколениями и эпохами.

     Вне человека  и помимо человека никакого  “идеального” принципиально существовать  не может. Причем, человек понимается  не как изолированный индивид  с его мозгом, а как личность, т.е. “совокупность всех общественных  отношений” по поводу процесса  общественного производства его  жизни.     Идеальное существует  “внутри” человека, понимаемого  таким образом.

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

 

Современные трактовки бессознательного.

     Сознание - это  в первую очередь совокупность  знаний о мире. Не случайно  оно тесно связано с познанием.  Если познание есть сознание  в его активной направленности  вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

     Важным  элементом  сознания является внимание, способность  сознания концентрироваться на  определенных видах познавательной  и любой иной деятельности, держать  их в своем фокусе.

     Далее  следует  назвать память, способность сознания  накапливать информацию, хранить,  а при необходимости и воспроизводить  ее, а также использовать ранее  приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто  и нечто запоминаем.

     Сознание неотделимо  от выражения определенного отношения  к объектам познания, деятельности  и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).       

     К названным  ранее следует добавить и такой  существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая  собой осмысленное устремление  человека к определенной цели  и направляющая его поведение  или действие.

     Наконец, важнейшей  составляющей сознания, ставящей  все остальные его компоненты  как бы за одну скобку, является  самосознание. Самосознание - своеобразный  центр  сознания, интегрирующее  начало в нем. Самосознание - это  сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих  действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя  как особой и единой личности.

     Самосознание - исторический продукт, оно формируется  лишь на определенной, притом  достаточно высокой стадии развития  первобытного общества. А наряду  с этим оно является и продуктом  индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

     В развитии, динамике самосознания можно  выделить три уровня.

     Первый - уровень  самочувствия, сводящегося к элементарному  осознанию своего тела и его  включенности в систему окружающих  человека вещей. Именно благодаря  этому человек не только выделяет  себя из предметного мира, но  и имеет возможности свободно  ориентироваться в нем. 

     Второй уровень  самосознания реализуется в осознании  своей принадлежности к тому  или иному сообществу, к той  или иной культуре и социальной  группе.

     Самый высокий,  третий, уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я»  как такого образования, которая  хотя и похоже на «Я» других  людей, но одновременно неповторимо,  причем способно не только  совершать поступки, но и нести  ответственность за них, что  предполагает необходимость и  возможность как контроля над  своими действиями, так и их  самооценки.

     Таким образом,  самосознание характеризует не  только самопознание, но и сопоставление  себя с некоторым идеалом «Я»,  а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой  основе чувства удовлетворенности  или неудовлетворенности собой.

          Сознание и бессознательное постоянно  переплетаются во многих действиях  человека, они способны влиять  друг на друга и психику  человека в целом.

     К сфере  бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемые. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.

     Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного.

      Взаимосвязь  сознательного и бессознательного  является основной предпосылкой  психоанализа, и только она дает  ему возможность понять и приобщить  науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические  процессы в душевной жизни.  Иначе говоря, психоанализ не  может перенести сущность психического  в сознание, но должен рассматривать  сознание как качество психического, которое может присоединяться  или не присоединяться к другим  его качествам.

     Было бы  неверно на том основании, что  бессознательное и сознание - это  противоположные друг другу понятия,  приравнивать бессознательное и  сознательное к животной и  человеческой психике соответственно.

     Бессознательное  - это столь же специфически  человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано  общественными условиями существования  человека, выступая как частичное,  недостаточно адекватное отражение  мира в мозгу человека.

     В современной  науке можно выделить три наиболее  влиятельные концепции бессознательного, существующие как в чистом виде, так и в переходно-смешанных вариантах: 1) бессознательное индивидуальное, т. е. личное бессознательное; 2) коллективное бессознательное; 3) культурное бессознательное.

     Коллективное Бессознательное - сверхиндивидуальная душевная деятельность, объективная часть психики; является универсальным основанием, фундаментом для душевной жизни каждого индивида, источником всех возможных представлений и жизненных переживаний; передается по наследству с древних времен через формы мнемических образов, через структуры мозга и симпатическую нервную систему, а также определяет категории и границы воображения и фантазии в качестве обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. 

     Коллективное  бессознательное не может быть  предметом воспоминания индивида, т. к. его содержания никогда  не были фактом душевной жизни,  поэтому никогда не вытеснялись  и не забывались. Тем не менее,  они априорно существуют и  действуют в каждом индивиде, как эхо доисторических явлений  мира, духовное наследие, возрождаемое  в каждой индивидуальной структуре  сознания, как регуляторный принцип  организации психологического материала,  имеющий не только общечеловеческое, но и общебиологическое значение. Коллективное бессознательное проявляет себя как независимая от эго ментальная сила, обладающая автономностью, собственной силой притяжения, и способна в отдельных случаях полностью подчинить себе сознание индивида, отдельного коллектива или, в случае "психических эпидемий", все общество в целом. Коллективное бессознательное развивается вместе со всей системой духовных и культурных ценностей, вместе с историей человечества.

     Личное бессознательное  - это слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного.

     Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые  восприятия, т. е. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания.

     Культурное  Бессознательное. Если попытаться дать в самом общем виде дифференциацию культурного бессознательного, то его можно определить как все те элементы материальной и духовной культуры, семейных и общественных отношений, поведенческих и мыслительных стереотипов, которые не осознаются бытовым сознанием повседневно в философском смысле этого термина.

      В сферу  культурного бессознательного входят  «обычаи», «нравы», «конвенции»,  «традиции», социально-духовные институты.  Все эти явления могут получать  и рациональные объяснения —  оправдания своего существования,  быть даже легитимированными  в рамках принятого законодательства, но в основном они пребывают  в царстве не подлежащей обсуждению  подразумеваемости.  Это не столько те знания и взгляды, которые рационально усвоены личностью в процессе воспитания, образования, сколько те, которые бессознательно ассимилируются человеком уже в силу самой его погруженности в определенный культурный мир, выступая как невысказанный контекст этой культуры. Следует иметь в виду, что культурное бессознательное, будучи тесно связано с миром идей, весьма многолико, разнообразно и существует на разных уровнях бытования культуры, — причем на уровнях, не образующих иерархически упорядоченное целое; иными словами, культурное бессознательное — это не та пирамида привычно понимаемых культурных ценностей, которая всегда ощущается как иерархия более или менее определяемых приоритетов, ранжированных в соответствии со своей значимостью. 

Информация о работе Проблема сознания в философии