Проблема сознания в медицине и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие.

Содержание работы

Введение 3
Проблема сознания в медицине и философии 4 Сущность, структура и функции сознания 8
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И МЕДИЦИНА.docx

— 53.92 Кб (Скачать файл)

                             Министерство здравоохранения РФ

ГБОУ ВПО  РостГМУ

          Колледж

 

 

             

                       Реферат по Философии

На тему: «Проблема сознания в медицине и философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнила: студентка

1 кура СД  Флек Н.И

Проверила: Жарова М.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

            2013

 

Содержание

 

Введение                                                                       3

Проблема  сознания в медицине и философии                  4       Сущность, структура и функции сознания                   8

Заключение                                                                   19

Список  литературы                                                       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди фундаментальных  философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методологического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга.

В более общем виде философский  подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема сознания в  медицине и философии

Для полного раскрытия  содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высочайший уровень духовной активности человека как социального существа.

Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры.

 Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

 Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания;

Рассудок - способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное.

Разум, сущность которого состоит в целе-полагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения сознания и неосознанного, идеального и материального в трактовке психических явлений. Так, основа сознательных действий человека обозначалась, например, Гераклитом термином «Логос», под которым понималось слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу - объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других ранних греческих мыслителей психические процессы рассматривались наравне с материальными (воздух, движение атомов и др.).

Впервые грань между  присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса, бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить о самом себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, является активным началом, регулирующим человеческое поведение.

Аристотель рассматривает  сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способности мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный отличать вечное от тленного; только сознание может существовать отдельно от всех других психических функций.

Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медицины. Они позволили отграничить сознание, как способность человека иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естествоиспытателя. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни, по своим свойствам неизвестный ему. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался, утончался. В результате этого получался новый вид пневмы — животная. Назначение данной пневмы — управление жизненными процессами организма. Животная пневма, попавшая в желудочки мозга, подвергается новому утончению, в результате чего она превращается в психическую пневму, от которой зависят произвольные движения и психические процессы. Психическая пневма, по мнению Галена, двигалась по нервам, которые являлись ее проводниками. Из головного мозга на периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру - ощущения. В этой теории намечались проблески некоторых догадок о кровеносной и нервной системах человека.

В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину (354—430), все знание заложено в душе, которая живет в Боге. Бессознательная душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психические акты, начиная с ощущения, наделены признаками сознательности.

Важным в трактовке  сознания в эпоху Средневековья  является открытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаимоотношений души и духа, в том числе техники их слияния.  Материалистические традиции в эпоху Средневековья развивали арабоязычные мыслители — Ибн Сина (980—1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270—1308), выдвинувший учение о том, что материя мыслит.

На разработку проблемы сознания в  философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опытом, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессознательном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была открыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни.

Позитивное знание о  сознании существенно обогатилось  благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изучению творческой активности и к абсолютизации автономности и индивидуальности сознания.

В целом же основные направления  в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной субстанцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его активность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории  философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, структура  и функции сознания

Материалистическая концепция  рассматривает сознание в связи  с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки возникновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отражение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким.

В неживой природе отражение  проявляется в механических, физических, химических процессах и имеет относительно пассивный, следообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение человека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры  окружающей среды приводит к расширению или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает ответные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые связи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы, биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособительно- опережающий характер. Здесь результаты отражения используются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнедеятельность организма.

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд лет, приспособительно-опережающее отражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Отражательная деятельность высших животных протекает в форме психических процессов (ощущений, восприятий, представлений). Однако психические процессы животных не тождественны психике человека. Животные не в состоянии осознать свое отношение к среде, целенаправленно изменить ее. Они не вычленяют содержание информации из ее носителя, из сигнала, не обладают абстрактным, понятийным мышлением. В отличии от разума человека, психика животных представляет собой лишь «зачаток интеллекта, предметностное мышление», как в свое время говорил И.П. Павлов.

Информация о работе Проблема сознания в медицине и философии