Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:00, реферат
В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие.
Введение 3
Проблема сознания в медицине и философии 4 Сущность, структура и функции сознания 8
Заключение 19
Список литературы 20
2. Аккумулятивная функция — накопление знаний.
3. Аксиологическая функция - оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека.
Количество функций сознания зависит от критериев их выделения - необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в монографии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» — физикалистский, бихевиоральный (от англ. — поведение) и синергатический (функционалистский).
Физикалистский подход заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следует программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материалистов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде.
Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство психического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно рефлексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на своеобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.
Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.
Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.
Много интересного в проблему сознания вносит психофармакология. Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии настроений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с непониманием социальной природы сознания. Влиять на психику человека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментозных средств в известных пределах можно. Но любое подобное воздей ствие не отменяет общественной сущности человека. Возможности направленного воздействия фармакологическими средствами на фиц» зиологию высшей нервной деятельности в интересах здоровья чело* века будут возрастать, но необходимо учитывать, что «таблетками* нельзя заменить или изменить духовный мир человека.
Естественнонаучные
Сознание человека играет громадную роль в его жизнедеятельности. При некоторых условиях слово может стать как целебным фактором, так и пусковым компонентом причины болезни. Наиболее показателен в этом отношении анализ развития неврозов - болезненных состояний, обусловленных психической травматизацией. Многочисленными исследованиями установлено, что причинами неврозов, как правило, являются индивидуально значимые для данного человека психические факторы. Знание этих факторов позволяет разработать систему как патогенетического лечения, так и эффективную систему психотерапии. Неврозы, как правило, сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь, многие соматические болезни осложняются невротическими состояниями, обозначенными как «вторая болезнь». Последняя подчас становится главной, а после излечения соматического заболевания — и единственной болезнью. Психосоматическая проблема приобретает особую актуальность в современных условиях.
Развитие человеческого
Освоение психосоматического подхода требует от врача специальной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в области психосоматических исследований - являются знания истории развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосоматического подхода к решению вопросов происхождения и течения соматических заболеваний дает возможность значительно полнее по сравнению с традиционным подходом представить природу соматической патологии человека и причины разнообразия их клинических вариантов. Личность является продуктом развития истории человека, обусловливает характер, интенсивность и длительность психологического реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой постоянный вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем, конституции, наследственности, возраста, пола, характера перенесенной соматической патологии и других делает реальным становление той или иной специфической болезненной структуры. С позиций личностного подхода следует изучать и причины особенностей клиники соматических болезней.
Различные варианты патологических личностных реакций на заболевание резко деформируют его течение, затрудняют и тормозят реализацию реабилитационных мероприятий. Таким образом, предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических соотношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических соотношений является философское решение психофизиологической проблемы, то есть понимание личности и организма как взаимосвязанных элементов единой системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональном стрессе, нейродистрофическом процессе.
Ранняя диагностика и адекватное лечение психофизиологических расстройств в структуре аффективных нарушений, своевременное распознавание и купирование эмоциональных болезней, сущность которых составляет реакция организма на неблагоприятные для него влияния окружающей среды, становится приоритетной. Широкое внедрение психотерапии в соматическую медицину не случайно рассматривается как одна из важнейших задач здравоохранения.
Проблема своевременного распознавания и рациональной терапии больных с висцеровегетативными расстройствами в структуре аффективных нарушений может быть решена лишь при условии совместных усилий психиатров и терапевтов. Сближение наук, слияние научного знания о психике и соматической основе человека открывает большие научные и практические перспективы здравоохранения в сохранении психического и соматического здоровья человека.
Заключение
Сохраняет актуальность проблема, имеющая не конкретно-научный, а методологический характер, получившая в естествознании название психофизической, а с конца XIX века - психофизиологической проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что психофизиологическая проблематика имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, — таких, как предмет психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других. И, конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному как биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить измененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в нейрофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновременно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нематериальных признаков и процессов целеполагания, творческой активности, осознаваемой информации.
Вместе с тем, современное
понимание материально-
Список литературы
Информация о работе Проблема сознания в медицине и философии