Проблема сознания в медицине и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие.

Содержание работы

Введение 3
Проблема сознания в медицине и философии 4 Сущность, структура и функции сознания 8
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И МЕДИЦИНА.docx

— 53.92 Кб (Скачать файл)

На социальном уровне отражение  приобретает принципиально новый характер. В отличие от приспособительных реакций животных, человеческое отображение, - осознаваемое чувствование и мышление, — становятся в полном смысле активным, конструктивно-творческим. Активно отражая мир, человек выделяет себя из природы, осознает себя как действующее лицо, ставит цели, планирует действия, конструирует вещи. Качественно изменяется на социальном уровне развития и форма отражения. Она становится специфически человеческой, идеальной формой. Более глубокое и осознанное содержание приобретает чувственное отражение. Возникает своеобразная надстройка над ним — абстрактное мышление, обобщенно отражающее мир в понятиях. Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в не-живой природе переходит в свою противоположность — в идеальную форму на уровне социальной организации материи. Развитие досоциальных форм отражения является предысторией человеческого сознания. В этой предыстории важную роль играют общие и непосредственные его биологические предпосылки. К общим биологическим предпосылкам появления сознания относятся: возникновение живых организмов, дифференциация живой материи, появление диффузных нервных клеток, а затем формирование и развитие центральной нервной системы (особенно головного мозга). Непосредственные биологические предпосылки связаны с эволюцией древних антропоидов — общих предков человека и современных человекообразных обезьян. Ближайшей биологической предпосылкой возникновения сознания является, прежде всего, развитая нервная , а также телесная организация человекоподобных существ и стадная форма их существования.

Непосредственные биологические  предпосылки подготовили возможность появления сознания. Однако их недостаточно для превращения данной возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия,

  факторы общественной жизни: труд, зарождение членораздельной речи, речевое общение, образование общинных связей, жизнь в человеческом коллективе. Важнейшим фактором становления сознания выступает труд, трудовая деятельность формирующихся людей.

Развитому трудовому процессу соответствует абстрактное, понятийное мышление, разум человека.

Труд породил сознание человека, а сознание рационализирует  труд, делает его целенаправленным, творческим. В зарождении и развитии человеческого сознания важное значение имеет речевое общение, язык. Таким образом, «сначала труд, — писал Ф. Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 490).

Вначале, на стадии орудийной  деятельности, в качестве средств  сигнализации выступали конкретные предметы, затем жесты и звуки, символизирующие действия с оружием. Путь к возникновению языка, видимо, начинается от сигнального значения звуков, издаваемых животными. В ходе эволюции начинает формироваться членораздельная речь. Учитывая те преимущества, которые дает речь, уместно предположить, что на этом этапе естественный отбор продолжал свою работу в пользу лучше говорящих. Так открылись возможности для развития потомков с совершенствующейся 2-й сигнальной системой. Постепенно создавались условия, чтобы суждения, понятия могли существовать как во внутренней речи, так и во внешней. Затем членораздельные звуки переходили в слова, развивали артикуляционный аппарат.

Таким образом, речь обеспечила усложнение самого языка, развитие артикуляционного аппарата, создала вторую сигнальную систему, обеспечила переход от оперирования предметами к оперированию понятиями. И.П. Павлов писал, что «слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поэтому-то человеческая деятельность регламентируется в первую очередь общественными, а не биологическими законами. Но этого еще недостаточно для появления такого сознания человека, каким оно является в настоящее время. Для этого необходимо еще одно условие — сообщество человеческих предков, жизнь в коллективе, которая влечет за собой формирование элементарных нравственных норм (взаимоподдержка, взаимозащита, сопереживание, альтруистические жертвы). И это одна из важнейших причин, сохранивших человека в условиях жесткого естественного отбора. Общинная жизнь позволила выработать индивидам представления о себе, об окружающих его себе подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется самопознание.

Итак, анализ биологических  и социальных предпосылок сознания приводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и биологического решающее влияние на формирование человеческого сознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили выделение человека из природы, его предметную и умственную деятельность, создали условия развития сознания.

К критериям наличия  сознания следует отнести следующие  признаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица другому в виде абстрактных символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складывается из осознания своей способности воспринимать и понимать окружающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъективный критерий сознания.

Известно значительное количество попыток дать определение  сознанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, большинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно суммировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объекты, а как активные процессы.

Основные функции сознания — это оценка, хранение и последующая мобилизация как внутренних, так и внешних воздействий при помощи мышления, запоминания, чувств, желаний и других процессов. Для того, чтобы можно было рассматривать эти явления более конкретно, следует выяснить: 1. Существует ли хоть одна функция сознания, не связанная с внутренними или внешними возбуждениями?

  1. Может ли сознание проявляться в чем-то ином, кроме поведения?
  2. Может ли сознание существовать без функционирующего мозга?

И если на все три вопроса  дается отрицательный ответ, то мы вправе заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, поведением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбуждения мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя распознать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяжении всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной информации, его можно определить как переработку в мозгу поступающей информации. При этом центр тяжести переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и последствий этой информации.

Сознание есть особая высшая форма  отражения действительности. Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание - это специфически человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроизводит объективное содержание в субъективной форме. Сознание — это творческое, активно преобразующее отражение действительности.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, высшая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоящая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении действительности.

В структурном отношении  сознание включает в себя знание, эмоции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание - это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знания могут быть обыденными, житейскими и научными.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Современное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему информационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информационного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация физических процессов при избытке информации, — все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится понятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволю-ционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядоченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% - безразличны, 4% неопределены (Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1983. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают сознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями — с изучением центров приятного и неприятного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Оказалось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначение которой - оценивать действительность в форме непосредственного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, подготавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздражении вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувственно-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека примерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или неприятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практиковалось с целью лечения и диагностики: раздражая током определенные участки, уточняли местоположение болезнейного очага для последующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импульсов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание».

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании сознания играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля

необходима, когда человек  определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение добиться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду наличие бессознательного с его скрытыми мотивациями. Фрейд видел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка Фрейдом проблемы сознательного и бессознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осознаем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изменяющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обширное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессознательное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также воспоминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры  сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного университета В.Сагатовский предложил выделить три функции:

1. Функция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонима-ние, творчество).

    2. Функция отражения (мира, накопления знаний).

3. Функция любознательности  — самоценность жизни как высшая  потребность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются. В своей совокупности они создают необходимые предпосылки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адекватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания).

Информация о работе Проблема сознания в медицине и философии