Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:28, реферат
Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.
Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.
Часть I
О смысле и цели реферата…...………………………………………………….3 стр.
Часть II
Глава I История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.
Глава II Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.
Глава IV Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.
Глава V Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.
Глава VI Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.
Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.
Часть III
Экзистенциализм – это плюрализм…………………………………………....18 стр.
Список литературы……………………………………………………………………..20 стр.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Факультет Маркетинга
Кафедра философии
Реферат
на тему «Проблема взаимодействия человека и мира
в философии экзистенциализма»
Выполнил:
студент 1 курса ФМа
группы 1111
Лагуткин Я.И.
Проверил:
Кафедра философии
Москва, 2013
План реферата:
Часть I
О смысле и цели реферата…...………………………………………………
Часть II
Глава I История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.
Глава II Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.
Глава IV Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.
Глава V Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.
Глава VI Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.
Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.
Часть III
Экзистенциализм – это
плюрализм…………………………………………....
Список литературы…………………………………
Часть I
О смысле и цели реферата
Данная работа создана с целью ознакомления с философией экзистенциализма, а также рассмотрения одной из основных проблем, определяющей суть и смысл этого философского течения – проблемы взаимодействия человека и мира.
Поскольку данная проблема, в своей сути, перекликается с другими не менее значимыми, но не имеющими ответа вопросами («в чём смысл жизни?», «существует ли Бог?» и т.д.), её можно вполне обоснованно считать одной из основополагающих проблем в жизни каждого человека. Вопрос о взаимодействии человека и окружающего его мира, по моему мнению, можно отнести в разряд вечных.
В число основных задач этого реферата, помимо ознакомления с философией экзистенциализма и рассмотрения вышеназванной проблемы, также входит попытка понять, вследствие чего данное направление приобрело значительное влияние.
Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.
Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.
На страницах реферата мы то и дело будем отсылаться к некоторым из самых значительных работ таких классиков экзистенциализма, как: Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Сартр и А. Камю.
Часть II
Глава I: История зарождения: условия, представители, предшественники
Впервые термин «экзистенциальная философия» (от лат. existentia — существование) был введён Карлом Ясперсом в 1931 году в работе «Духовная ситуация времени». Тем не менее, само направление зародилось намного раньше: так, историки видят предпосылки его появления в творчестве Достоевского, которому, стоит заметить, уделено немало внимания в трудах многих классиков экзистенциализма. Среди других «праотцов» данного течения особенно выделяется С. Кьеркегор: так, на него в своих работах ссылается большинство философов-экзистенциалистов, вне зависимости от страны и направления.
Как философское течение экзистенциализм довольно противоречив, поскольку его центр, экзистенция, подразумевает быть индивидуальной для каждого человека, что, по сути, делает невозможной какую-либо систематизацию, присущую философскому направлению. Именно поэтому практически никто из философов, считающихся классиками экзистенциализма, в действительности себя ими не считал. Исключением стал Жан-Поль Сартр, в своём труде «Экзистенциализм – это гуманизм» также попытавшийся собрать воедино основные взгляды, присущие данному направлению. Исходя из этого произведения, мы можем иметь представление об отношении общества к новому философскому направлению, успевшему обрасти массой стереотипов (обвинение в пессимистичности, субъективности, акцентировании на низости человека, игнорировании прекрасного).
Экзистенциализм развивался
параллельно с другими
По сути своей, экзистенциализм родился как реакция на трагичные события первой половины XX века, к коим можно отнести две Мировые войны и Октябрьскую революцию. Именно в них проявилась вся шаткость и весь трагизм человеческой жизни вкупе с идеей полной зависимости человека от общества и навязанной им рутины. Мысль о том, что только при столкновении с роковыми обстоятельствами (на примере вышеназванных событий) человек открывает себя истинного, мелькает, напомним, в творчестве многих классиков экзистенциализма.
Историю зарождения и развития
данного направления можно
Русский экзистенциализм – зародился накануне Первой Мировой войны, представители: С. Бердяев, Л. Шестов.
Немецкий экзистенциализм
– возник после Первой Мировой. Основными
представителями принято
Французский экзистенциализм – зародился в период Второй Мировой войны, представители: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, С. де Бовуар.
После Второй Мировой войны идеи экзистенциализма распространились в других странах Европы (Австрия, Италия, Великобритания) и в США.
Гораздо более чёткую границу можно провести в отношении экзистенциалистов к идее существования Бога. Так, из общего направления можно выделить религиозный экзистенциализм и атеистический.
К первому можно смело отнести таких философов, как: С. Бердяев, Л. Шестов и К. Ясперс.
В представители атеистического экзистенциализма можно записать, соответственно, М. Хайдеггера, Ж. Сартра и А. Камю.
Важно понимать, что экзистенциалисты-атеисты не пытались доказать отсутствие Бога, а воспринимали это как аксиому, данность, из которой всё исходит. Соответственно, в их случае к стандартным проблемам экзистенциализма добавлялась ещё одна, проблема заброшенности человека.
Американский психотерапевт Р. Мэй отмечал, что сам по себе экзистенциализм вырос из философского направления, превратившись в целое художественное движение, запечатлевшее всю бедственность состояния Западного человека в условиях технологического прогресса и связанного с ним развития общества, крайнюю необычность его психологичного состояния.
Глава II: Философские взгляды Н.А. Бердяева
Николай Александрович Бердяев является, пожалуй, наиболее крупным представителем русской идеалистической философии XX в., а также самым влиятельным философом русского зарубежья.
Центральная проблема философии
Бердяева — сущность и понятие
свободы. Важно добавить, что свобода
воспринимается не как способность
человека (природная или социальная),
а как первичная
Бердяев выдвигает два вида свободы. Свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа, приводящую к уходу от Бога и, следовательно, к рабству личности в мире природы и обществе, где человек вынужден следовать моральным нормам, созданными им (обществом), для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами. Из этого следует, что реальной свободы нет. И вторая свобода - свобода разумная, свобода в Боге и полученная от Бога.
Философ разделяет понятия
“личность” и “человек”. Человек
— божье творение, образ и подобие
Бога, точка пересечения двух миров
— духовного и природного. Личность
— это категория “религиозно-
Также Бердяев уделяет большое внимание противостоянию духа и природы. Дух является субъектом, он представлен в творчестве, природа – в неподвижности и пассивной длительности, природа является объектом. В конце концов, дух побеждает природу, а вместе с тем, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается и духовная целостность личности.
Осмысленное существование, если верить Бердяеву, - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).
Глава III: Философские взгляды Л.И. Шестова
Говоря о классиках философии экзистенциализма (религиозного экзистенциализма, в частности), нельзя не упомянуть соотечественника С. Бердяева, Льва Шестова. Так же, как и Бердяев, Шестов считался значительной фигурой в среде философов ХХ века. В частности, А. Камю признавал влияние мыслителя на собственные взгляды. Сам же Шестов к числу своих учителей относил Шекспира, Канта и Писание. Он отмечает, что к Писанию обратился лишь тогда, когда не нашёл ответов на собственные вопросы в трудах Канта. Также на мировоззрение Шестова повлиял Ф. Ницше, что проявляется в некотором нигилизме автора, а также, по мнению историков, в афористичной манере письма.
Шестова смело можно отнести к числу непримиримых критиков рационализма, который, по мнению мыслителя, узаконивал человеческие страдания. Так, ужасы жизни возникают из-за власти Необходимости над ней. Наука же, являясь воплощением разума, в стремлении упорядочить мир, систематизировать его, предстаёт в качестве поклонения Необходимости. Плодами науки являются принудительные знания, чьи рационализированные истины служат орудием управления и господства. За научными истинами Шестов признавал лишь ограниченное значение. В противном случае они сами ограничивают человека как творящее существо, лишают его свободы.
Стоит добавить, что именно
в творчестве Шестов видел истинное
призвание человека. Он призывал человечество
к освобождению от власти самоочевидного,
общеобязательного и
Шестов выступает не против
науки как таковой, а против её
вливания в религию и жизнь
общества. Рационализация блокирует
некоторые возможности
Шестов выступает против
систематичности и
Исходя из всё той же непохожести людей, мыслитель делает вывод, что в попытке стать общедоступной и универсальной философия неминуемо превратится в религиозную догму - хорошим примером подобной метаморфозы является христианство, вернее, попытка его рационализировать.
Шестов считал, что сознанию
человека необходимо освободиться от
всевозможных догм и стереотипов, подвергать
любую истину сомнению. Когда сомнение
пропитает человеческую жизнь, станет
творческой силой, человек научится
самостоятельно воспринимать окружающий
мир, будучи полностью ответственным
за всю полноту и ясность
В центр своей философии Шестов ставил существование одинокого «Я», не желающего сливаться с Единым и отстаивающего своё индивидуальное видение мира. Высшей ценностью философ считал свободу во всех сферах и проявлениях. Религия выступала в качестве способа освобождения от власти универсальных и самоочевидных истин, дороги к абсолютной свободе.
Информация о работе Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма