Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.
Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.

Содержание работы

Часть I
О смысле и цели реферата…...………………………………………………….3 стр.
Часть II
Глава I История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.
Глава II Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.
Глава IV Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.
Глава V Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.
Глава VI Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.
Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.
Часть III
Экзистенциализм – это плюрализм…………………………………………....18 стр.
Список литературы……………………………………………………………………..20 стр.

Файлы: 1 файл

Экзистениализм, реферат.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Российский  экономический университет им. Г. В. Плеханова»

 

Факультет Маркетинга

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему «Проблема взаимодействия человека и мира

в философии  экзистенциализма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса ФМа

группы 1111

Лагуткин Я.И.

 

 

 

 

Проверил:

Кафедра философии                                                                 Лычманов Д.Б.

           

 

 

 

 

Москва, 2013

План реферата:

 

Часть I

О смысле и цели реферата…...………………………………………………….3 стр.

Часть II

Глава I    История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.

Глава II   Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III  Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.

Глава IV  Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.

Глава V   Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.

Глава VI  Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.

Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.

Часть III

Экзистенциализм – это  плюрализм…………………………………………....18 стр.

Список литературы……………………………………………………………………..20 стр.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I

О смысле и цели реферата

Данная работа создана  с целью ознакомления с философией экзистенциализма, а также рассмотрения одной из основных проблем, определяющей суть и смысл этого философского течения – проблемы взаимодействия человека и мира.

Поскольку данная проблема, в своей сути, перекликается с другими не менее значимыми, но не имеющими ответа вопросами («в чём смысл жизни?», «существует ли Бог?» и т.д.), её можно вполне обоснованно считать одной из основополагающих проблем в жизни каждого человека. Вопрос о взаимодействии человека и окружающего его мира, по моему мнению, можно отнести в разряд вечных.

В число основных задач этого реферата, помимо ознакомления с философией экзистенциализма и рассмотрения вышеназванной проблемы, также входит попытка понять, вследствие чего данное направление приобрело значительное влияние.

Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.

Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.

На страницах реферата мы то и дело будем отсылаться к  некоторым из самых значительных работ таких классиков экзистенциализма, как: Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Сартр и А. Камю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II

Глава I: История зарождения: условия, представители, предшественники

Впервые термин «экзистенциальная  философия» (от лат. existentia — существование) был введён Карлом Ясперсом в 1931 году в работе «Духовная ситуация времени». Тем не менее, само направление зародилось намного раньше: так, историки видят предпосылки его появления в творчестве Достоевского, которому, стоит заметить, уделено немало внимания в трудах многих классиков экзистенциализма. Среди других «праотцов» данного течения особенно выделяется С. Кьеркегор: так, на него в своих работах ссылается большинство философов-экзистенциалистов, вне зависимости от страны и направления.

Как философское течение  экзистенциализм довольно противоречив, поскольку его центр, экзистенция, подразумевает быть индивидуальной для каждого человека, что, по сути, делает невозможной какую-либо систематизацию, присущую философскому направлению. Именно поэтому практически никто из философов, считающихся классиками экзистенциализма, в действительности себя ими не считал. Исключением  стал Жан-Поль Сартр, в своём труде  «Экзистенциализм – это гуманизм»  также попытавшийся собрать воедино  основные взгляды, присущие данному  направлению. Исходя из этого произведения, мы можем иметь представление об отношении общества к новому философскому направлению, успевшему обрасти массой стереотипов (обвинение в пессимистичности, субъективности, акцентировании на низости человека, игнорировании прекрасного).

Экзистенциализм развивался параллельно с другими родственными направлениями, таким как: диалектическая теология, персонализм и философская антропология – от которых отличался, в первую очередь, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности, а также большим акцентом на глубине эмоциональной природы человека.

По сути своей, экзистенциализм  родился как реакция на трагичные  события первой половины XX века, к коим можно отнести две Мировые войны и Октябрьскую революцию. Именно в них проявилась вся шаткость и весь трагизм человеческой жизни вкупе с идеей полной зависимости человека от общества и навязанной им рутины. Мысль о том, что только при столкновении с роковыми обстоятельствами (на примере вышеназванных событий) человек открывает себя истинного, мелькает, напомним, в творчестве многих классиков экзистенциализма.

Историю зарождения и развития данного направления можно разделить  на следующие этапы:

 Русский экзистенциализм – зародился накануне Первой Мировой войны, представители: С. Бердяев, Л. Шестов.

Немецкий экзистенциализм  – возник после Первой Мировой. Основными  представителями принято считать  К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. Бубера.

Французский экзистенциализм  – зародился в период Второй Мировой войны, представители: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, С. де Бовуар.

После Второй Мировой войны  идеи экзистенциализма распространились в других странах Европы (Австрия, Италия, Великобритания) и в США.

Гораздо более чёткую границу  можно провести в отношении экзистенциалистов  к идее существования Бога. Так, из общего направления можно выделить религиозный экзистенциализм и  атеистический.

К первому можно смело  отнести таких философов, как: С. Бердяев, Л. Шестов и К. Ясперс.

В представители атеистического экзистенциализма можно записать, соответственно, М. Хайдеггера, Ж. Сартра и А. Камю.

Важно понимать, что экзистенциалисты-атеисты  не пытались доказать отсутствие Бога, а воспринимали это как аксиому, данность, из которой всё исходит. Соответственно, в их случае к стандартным  проблемам экзистенциализма добавлялась  ещё одна, проблема заброшенности  человека.

Американский психотерапевт  Р. Мэй отмечал, что сам по себе экзистенциализм вырос из философского направления, превратившись в целое художественное движение, запечатлевшее всю бедственность состояния Западного человека в условиях технологического прогресса и связанного с ним развития общества, крайнюю необычность его психологичного состояния.

 

 

 

 

 

Глава II: Философские взгляды Н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев  является, пожалуй, наиболее крупным  представителем русской идеалистической  философии XX в., а также самым влиятельным философом русского зарубежья.

Центральная проблема философии  Бердяева — сущность и понятие  свободы. Важно добавить, что свобода  воспринимается не как способность  человека (природная или социальная), а как первичная фундаментальная  реальность, определяющая существование  общества, космоса и самого человека. Свобода, по Бердяеву, первична, безосновна. Для объяснения её сущности философ  использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее Якобу Бёме, немецкому мистику XVII в., но, в отличие от немца, истолковывает его совершенно в другом ключе. Если Бёме учил, что Ungrund – тёмное начало Бога, то Бердяев утверждает, что Ungrund – это состояние бездны, добытийности, уже обладающее свободой и предшествующее Богу. Именно из добытийной свободы Бог сотворил мир и человека, изначально обладающего свободой и поэтому равного ему и независимого от него. Свобода человека заключается в творчестве добра и зла, а не выборе между ними.

Бердяев выдвигает два  вида свободы. Свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа, приводящую к уходу от Бога и, следовательно, к рабству личности в мире природы и обществе, где человек вынужден следовать моральным нормам, созданными им (обществом), для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами.  Из этого следует, что реальной свободы нет. И вторая свобода - свобода разумная, свобода в Боге и полученная от Бога.

Философ разделяет понятия  “личность” и “человек”. Человек  — божье творение, образ и подобие  Бога, точка пересечения двух миров  — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой  означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Также Бердяев уделяет  большое внимание противостоянию духа и природы. Дух является субъектом, он представлен в творчестве, природа  – в неподвижности и пассивной  длительности, природа является объектом. В конце концов, дух побеждает  природу, а вместе с тем, вновь  обретая единство с Богом, восстанавливается  и духовная целостность личности.

Осмысленное существование, если верить Бердяеву, - это существование  в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: Философские взгляды Л.И. Шестова

Говоря о классиках  философии экзистенциализма (религиозного экзистенциализма, в частности), нельзя не упомянуть соотечественника С. Бердяева, Льва Шестова. Так же, как и Бердяев, Шестов считался значительной фигурой  в среде философов ХХ века. В  частности, А. Камю признавал влияние  мыслителя на собственные взгляды. Сам же Шестов к числу своих  учителей относил Шекспира, Канта  и Писание.  Он отмечает, что к  Писанию обратился лишь тогда, когда  не нашёл ответов на собственные  вопросы в трудах Канта. Также  на мировоззрение Шестова повлиял Ф. Ницше, что проявляется в некотором нигилизме автора, а также, по мнению историков, в афористичной манере письма.

Шестова смело можно отнести  к числу непримиримых критиков рационализма, который, по мнению мыслителя, узаконивал человеческие страдания. Так, ужасы  жизни возникают из-за власти Необходимости  над ней. Наука же, являясь воплощением  разума, в стремлении упорядочить  мир, систематизировать его, предстаёт  в качестве поклонения Необходимости. Плодами науки являются принудительные знания, чьи рационализированные  истины служат орудием управления и  господства. За научными истинами Шестов признавал лишь ограниченное значение. В противном случае они сами ограничивают человека как творящее существо, лишают его свободы.

Стоит добавить, что именно в творчестве Шестов видел истинное призвание человека. Он призывал человечество к освобождению от власти самоочевидного, общеобязательного и общепринятого  – именно этот отказ, по его мнению, вернёт человеку чувство полёта. Единственную возможность реализации свободы  и творчества Шестов видел в религии. Вера, по его мнению, является вторым измерением мышления. Именно она помогает в преодолении истины разума, избавлении от власти Необходимости.

Шестов выступает не против науки как таковой, а против её вливания в религию и жизнь  общества. Рационализация блокирует  некоторые возможности человека, делает его жертвой, рабом общеобязательного и универсального, избавляет его от трагического ужаса человеческой судьбы. В противостоянии между разумом, рационализацией и жизнью со всем её трагизмом и предопределённостью Шестов делает выбор в пользу второго: «Есть достаточно оснований к тому, чтобы недоверчиво относиться к жизни… Но еще больше оснований есть не доверять разуму: ведь, если жизнь могла обмануть нас, то только потому, что бессильный разум дался в обман. Может быть, он сам себе этот обман и выдумал и только из самолюбия валит с больной головы на здоровую. Так что, в конце концов, выбирая между жизнью и разумом, отдаешь предпочтение первой. Уже не стараешься предвидеть и объяснять, а ждешь, принимая все непоправимое за должное1».

Шестов выступает против систематичности и универсальности  в философии. Философия, по его мнению, в первую очередь стремится решить общую проблему человеческого существования  и, исходя из решения, вывести некие  общие для всех людей жизненные  правила. Мыслитель настаивает на невозможности  общего её решения, поскольку решение  одного человека, в силу отличности его мировоззрения от мировоззрения  остальных, не может считаться общим.

Исходя из всё той же непохожести людей, мыслитель делает вывод, что в попытке стать общедоступной и универсальной философия неминуемо превратится в религиозную догму - хорошим примером подобной метаморфозы является христианство, вернее, попытка его рационализировать.

Шестов считал, что сознанию человека необходимо освободиться от всевозможных догм и стереотипов, подвергать любую истину сомнению. Когда сомнение пропитает человеческую жизнь, станет творческой силой, человек научится самостоятельно воспринимать окружающий мир, будучи полностью ответственным  за всю полноту и ясность собственного мышления.

В центр своей философии  Шестов ставил существование одинокого  «Я», не желающего сливаться с  Единым и отстаивающего своё индивидуальное видение мира. Высшей ценностью философ считал свободу во всех сферах и проявлениях. Религия выступала в качестве способа освобождения от власти универсальных и самоочевидных истин, дороги к абсолютной свободе.

Информация о работе Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма