Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:28, реферат
Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.
Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.
Часть I
О смысле и цели реферата…...………………………………………………….3 стр.
Часть II
Глава I История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.
Глава II Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.
Глава IV Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.
Глава V Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.
Глава VI Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.
Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.
Часть III
Экзистенциализм – это плюрализм…………………………………………....18 стр.
Список литературы……………………………………………………………………..20 стр.
Глава IV: Философские взгляды М. Хайдеггера
Одним из родоначальников
немецкого экзистенциализма по праву
считается Мартин Хайдеггер. Его
работы оказали значительное влияние
на многих философов, а также философов-
Основное внимание в философии М. Хайдеггера придается анализу смысла категории бытия, которая им наполняется своеобразным содержанием. Бытие у Хайдеггера – это существование во времени, т.е. экзистенция.
Основным моментом осмысления всего сущего является, по мнению мыслителя, человеческое существование. Бытие человека мыслитель обозначает термином “dasein”: «Человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, экзистентное, раскрывающееся Dasein владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом2».
Философ утверждает также, что
только человеку известна временность
своего существования. Именно через
это знание он способен осознать свое
бытие. Попадая в этот мир, человек, по
Хайдеггеру, испытывает состояние заботы.
Забота, в свою очередь, выступает в виде
единства трёх моментов: “бытие-в-мире”,
“забегание вперед” и “бытие-при-внутримировом-
При рассматривании «заботы» в качестве «забегания вперёд» автор делает акцент на различии человеческого бытия от всякого вещественного бытия. Различие состоит в том, что человеческое бытие, в отличие от вещественного, постоянно ускользает вперёд, таким образом, заключая в себе всё новые возможности, фиксирующиеся в качестве проекта. Другими словами, человеческое бытие проектирует само себя, и именно в проекте реализуется осознание движения человеческого бытия во времени.
Рассматривание “заботы”
как “бытия-при-внутримировом-
Структура заботы по своей сути объединяет прошлое, будущее и настоящее. Прошлое у Хайдеггера выступает в качестве заброшенности, настоящее - обреченности на порабощение вещами и будущее - воздействующего на нас “проекта”.
В зависимости от приоритета одного из этих элементов бытие может быть подлинным или неподлинным.
Наиболее характерные черты для неподлинного существования: перевес моментов настоящего, «мир вещей» заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено предметной или социальной средой; бытие склонно рассматривать себя как вещь. Возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: вместо действительного человека используется образ «среднего» человека; нет незаменяемых индивидов.
Подлинное существование
Хайдеггер характеризует
В целом идеи Хайдеггера
Глава V: Философские взгляды К. Ясперса
Другим родоначальником немецкого экзистенциализма является психолог и философ Карл Ясперс. К числу наиболее содержательных (в отношении к философии) его работ стоит отнести такие труды, как: “Психология мировоззрений” (1919), сборник “Философия” (1931 — 1932), “Философская вера” (1948) и “Разум и антиразум в нашу эпоху” (1950). Также стоит добавить, что в отличие от своего соотечественника, Хайдеггера, Ясперс являлся приверженцем не атеистического, а религиозного экзистенциализма.
Уникальность философии Ясперса, в сравнении с другими классиками экзистенциализма, заключается в относительной приверженности его науке и рационализму. Тем не менее, это не помешало мыслителю критически оценивать центральные идеи классической рационалистической философии: их пагубное влияние он усматривал в раздроблении мира, неприятии целостности бытия и, как следствие, пренебрежении метафизикой. Философия Ясперса открывала путь к новой метафизике, главная цель которой состояла в необходимости сосредоточения вокруг трех основных сфер, обозначенных категориями "всё" (das All), "изначальное" (das Urspriingliche) и "одно" (das Eine). Мыслитель так раскрывал эти категории: "Всё" является мифом, "изначальное" представляет собой экзистенцию, "одно" - трансценденцию. Таким образом, главная задача философии, по мнению Ясперса, состоит в разъяснении этих категорий, рассматриваемых ими сфер, а также их единства. Вместе с тем мыслитель верил, что в выполнении этой задачи, возможно, и состоит смысл жизни. Для того чтобы жить и ориентироваться в мире, человеку необходимо его осмыслить. Высвечивание экзистенции необходимо нам для того, чтобы обрести свою сущность. Трансценденция предстаёт перед нами как шанс религиозно-нравственного спасения для человека, приобщения его самого к вечности.
Ориентирование в мире, считает философ, необходимо разделять на научное и философское. Ясперс признаёт важность науки в ориентировании в мире, однако большее внимание он уделяет философии, поскольку именно она помогает абстрагироваться от определённой картины мира, рано или поздно навязанной наукой, в сторону абсолютной истины.
"Высвечиванию экзистенции",
считает мыслитель,
Стоит добавить, что слово "экзистенция" Ясперс связывает с проблемами, имеющими для челоыека и человечества в целом глубинный жизненный смысл. Другими словами, истинно человеческая экзистенция проявляется лишь в том случае, если человек действует как свободное существо, а не превращаясь вместо этого в объект манипулирования. Экзистенция, по мнению философа, также сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии (Daseinssorge). Экзистенция проявляется, в основном, в пограничной ситуации. Пограничную ситуацию можно сравнить с нерушимой стеной. Когда человек наталкивается на нее, он не в состоянии ничего изменить, эта стена как будто становится единой с его бытием. Всегда существуют какие-либо границы: индивид - это обязательно мужчина или женщина, определённого возраста, социального положения и т.п.; хотя обстоятельства его жизни уникальны, они всё же ограничены. Поскольку наличие границ резко контрастирует с идеей о неограниченности человеческих сил и возможностей, столкновение со «стенами» вызывает в человеке тревогу и беспокойство. Беспокойство и тревога перерастают в открытый общий вопрос о бытии мира и бытии человека в нем.
Глава VI: Философские взгляды Ж. Сартра
Одним из главных представителей французского экзистенциализма является Жан-Поль Сартр. К числу наиболее известных сочинений, отражающих его философские взгляды можно отнести такие труды, как: «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» (1943) , «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946), а также роман «Тошнота», написанный несколько ранее, в 1938 году.
В философии Сартра, а
конкретно в вопросе о
Заброшенность означает не что иное, как осознание одиночества человека в мире. Отсутствие Бога ведёт к отсутствию опоры на что-либо в существовании человека. Но в заброшенности заключается свобода, по Сартру, изначально присущая человеку. Именно в заброшенности проявляется его независимость и от прошлого, и от будущего. Автор приводит фразу Достоевского «Если Бога нет, то все дозволено». Исходя из неё, автор заключает, что у человека также не может быть изначально ни оправданий, ни ценностей. Человек каждый раз создаёт их сам, руководствуясь собственным выбором, идеалом, который он, опять же, выстроил сам.
Согласно Сартру, тревога
у человека возникает из-за того,
что каждым своим выбором он утверждает
некий идеал. Тревога появляется
из-за сомнения человека в том, имеет
ли он право своими действиями утверждать
универсальную для каждого
Когда человек осознаёт, что свободен и что может рассчитывать лишь на свои силы, к нему приходит отчаяние. Он понимает, что не может быть ни в чём уверен, однако, по мнению Сартра, это не должно отворачивать от принятия человеком каких-либо решений. Вместо этого человек просто должен делать всё, что от него зависит в какой-либо конкретной ситуации.
Мир в философии Сартра
не имеет смысла, тогда как человек
не имеет цели. Через акт сознания
и собственного выбора человек придаёт
окружающему миру значение и ценность.
Следовательно, любой объект в мире
без придания ему какого-либо человеческого
значения является лишь данностью. Для
лучшего понимания можно
Отвечая на вопрос, что стоит в начале: сущность или существование, Сартр отдаёт предпочтение второму. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»3. Другими словами, именно в результате собственного выбора человек, в конце концов, становится тем, кто он есть. Исходя из этого, можно заключить, что всю свою жизнь сущность человека изменяется и дополняется. Другим определяющим фактором в обретении сущности является наличие у человека желаний и воли. Помимо неких внешних факторов, определяющих желания и испытывающих силу воли человека, речь идёт также и о стремлении к собственноручно выстроенному идеалу (желания определяют саму сущность идеала, а сила воли – расстояние, на которое человек в силах к этому идеалу приблизиться). Таким образом, в отсутствие Бога, вся ответственность за бытие человека лежит исключительно на нём самом.
Глава VII: Философские взгляды А. Камю
Ещё одним представителем
атеистического экзистенциализма является
соотечественник Сартра, Альбер Камю.
Примечательным то, что Камю не считал
себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом.
Тем не менее, он признавал, что на
его взгляды повлияли работы многих
представителей этого направления.
О философских взглядах Камю можно
судить, помимо художественных произведений,
также из его эссе. Особого внимания
здесь заслуживают такие
В своей философии Камю особое внимание уделяет проблеме абсурда (отсутствию смысла). По мнению автора, человек заброшен в этот мир, его жизнь предстаёт перед ним, как абсурд в абсурдном мире. Мир не устроен разумно, мир враждебен человеку, и у этой враждебности нет начала и причины. Мир постоянно ускользает от нас, наши знания о нём малодостоверны.
Человек изначально, стремясь убежать от абсурда, строит иллюзии осмысленности мира, пытается систематизировать его, подогнать под человеческий разум. Однако как только иллюзия рушится, и человек видит всю абсурдность мира, перед ним встаёт фундаментальный вопрос философии - «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно4». Автор сомневается в целесообразности научного знания. Несмотря на многие открытия, наука так и не дала ответа на этот главный вопрос, что не устраивает философа.
В эссе «Миф о Сизифе» Камю предлагает человечеству осознать выпавший удел и, подобно тому, как Сизиф, назло Богам, с достоинством, раз за разом вкатывает огромный камень на гору, мужественно нести бремя жизни, бунтуя против трудностей. Человек, по мнению автора, привязан к миру, и именно этим объясняется его стремление жить. Только с помощью этого стремления человек преодолевает разлад между ним и жизнью, разлад, вызванный чувством абсурдности мира.
В жизни Камю видит возможность бунтовать против абсурдного мира. Благодаря работе ума философ извлекает из абсурда способность к бунту, собственную свободу и страсть, благодаря ей он также отказывается от идеи самоубийства.
Свобода человека, согласно
Камю, выражается в возможности выбора.
Так, он может жить в своём времени,
приспосабливаясь к нему, может возвыситься
над ним или пойти с ним (временем)
на сделку. Последнее не импонирует
философу. Камю с особой симпатией
относится к попытке
По мнению философа, бунт – закономерное состояние человека. Так, если в опыте абсурда страдание носит индивидуальный характер, то в бунтарстве оно становится коллективным. Бунт спасает общество от окостенения и увядания, таким образом, бунт является постоянным условием существования общества.
Информация о работе Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма