Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

Для большей основательности при рассмотрении проблемы взаимодействия человека и мира в течение реферата мы рассмотрим основные идеи каждого из упомянутых философов по данному вопросу, а также принципиальные различия каждой точки зрения.
Вместе с тем мы рассмотрим историю экзистенциализма, как течения, попытаемся систематизировать его, разделив по школам и различиям в некоторых принципиальных вопросах, коснёмся родственных ему направлений в западной философии, а также вспомним о предшественниках мыслителей-экзистенциалистов, вложивших немалый вклад в появление данного философского течения.

Содержание работы

Часть I
О смысле и цели реферата…...………………………………………………….3 стр.
Часть II
Глава I История зарождения: условия, представители, предшественники...4 стр.
Глава II Философские взгляды Н.А. Бердяева………………………………..6 стр. Глава III Философские взгляды Л.И. Шестова………………………………..8 стр.
Глава IV Философские взгляды М. Хайдеггера……………………………..10 стр.
Глава V Философские взгляды К. Ясперса………………………………….12 стр.
Глава VI Философские взгляды Ж. Сартра…………………………………..14 стр.
Глава VII Философские взгляды А. Камю……………………………………16 стр.
Часть III
Экзистенциализм – это плюрализм…………………………………………....18 стр.
Список литературы……………………………………………………………………..20 стр.

Файлы: 1 файл

Экзистениализм, реферат.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Однако вместе с простым  бунтом Камю выделяет также метафизический бунт, сущность которого заключается  в восстании человека против всего  мироздания. Главное отличие между  простым и метафизическим бунтом заключается в том, что если в  простом бунте человек выступает  против собственного угнетения, то метафизический бунт ставит перед собой цель изменить удел всего человечества. Логичным завершением метафизического бунта  является метафизическая революция. В  первую очередь она заключается  в разрушении прежних принципов  мироздания и воцарению Великих  Инквизиторов (идею возможности появления  Инквизитора Камю позаимствовал  у Достоевского). Великим Инквизиторам вполне по силам создание Царства  Небесного, в котором возможна реализация идеи всеобщего счастья. Она становится достижимой благодаря обретённой Инквизиторами  власти над миром, возможности познавать  и изменять его.

Также стоит отметить, что  одну из главных целей человека в  мире Камю видел в служении справедливости, во взращивании и  приумножении счастья  и радости, поскольку мир, окружающий человека,  по его мнению, изначально несчастен и несправедлив.

 

 

 

Часть III

Экзистенциализм – это плюрализм

В процессе работы над рефератом (и его чтения) мы ознакомились с  историей, предпосылками появления  экзистенциализма, с основными идеями в работах мыслителей, по праву  носящих звание классиков экзистенциализма.

Вместе с тем мы увидели, насколько многогранным может быть данное направление: под единым знаменем экзистенциализма стоят люди, по некоторым  вопросам обладающие почти диаметрально противоположенными точками зрения. Не приходится сомневаться в том, что это идёт экзистенциализму только на пользу – плюрализм мнений позволяет людям, обладающим разными взглядами, находить в нём что-то общее и, в то же время, что-то сугубо личное.

Рассматривая основную тему реферата, проблему взаимодействия человека и мира, мы также обратились к  классикам.  Попробуем подвести итоги:

В творчестве практически  всех философов, представленных в реферате, свободе уделено особое внимание. Она либо дана человеку изначально, либо является частью человека, она  является либо высшей добродетелью, либо целью жизни, путём к избавлению от страданий,  либо дорогой к  вечности. Несмотря на разность формулировок, прослеживается главная мысль – человек, неважно, осознанно или нет, пытается достигнуть свободы, в ней философы видят избавление от страданий и обречённости, окружающей жизнь человека, либо ключ к постижению счастья.

Также особое внимание уделено  тревоге. Человек чувствует тревогу из-за внезапно осознанной свободы вкупе с отсутствием (мнимым или настоящим) направляющей его Руки.

Преодолеть тревогу и  обречённость человеку помогает творчество. Именно благодаря ему человек  приближается к вечному, либо бунтует против обыденности, обретает новую суть или изменяет мир вокруг себя.

Сам по себе человек непознаваем, по крайней мере, науке и рационализму это не под силу. Из этого следует, что человек не может считаться  объектом. Вследствие этого у философов  разнится отношение к науке: одни считают её существование полезным и даже необходимым для функционирования философии, другие наоборот, винят науку  в пагубном влиянии на бытие человека, третьи не видят пользы в науке  из-за неспособности её ответить на важные для существования человека вопросы.

Что касается взаимодействия человека и мира, я всё же склоняюсь к мнению Альбера Камю. Его точка зрения, хоть и основана на идее отсутствия Бога, по моему мнению, не исключает возможность его существования. Так, (в  том случае, если я действительно правильно понял суть его описания вышеуказанной проблемы) она может сочетаться с идеей деизма. Кроме того, присущая экзистенциализму общая недоказательность и, вместе с тем, неопровержимость дают возможность каждому человеку, как было указано выше, выбрать наиболее подходящий для своего мировоззрения вариант, не требующий объяснения. В этом, повторюсь, я вижу главное достоинство экзистенциализма.

В этом же и главный залог  актуальности данного философского направления. Экзистенциализм не пытается найти ответы на все вопросы бытия, вместо этого лишь акцентируя внимание на главном, фундаментальном вопросе  философии. Экзистенциализм не эгоистичен (если можно так выразиться), он уважает  плюрализм и свободу мнения каждого  человека. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Альбер Камю, «Миф о Сизифе». Перевод Самария Великовского // М.:АСТ, 2011г. // 224с.

Альбер Камю, «Бунтующий человек» // М.: Политиздат, 1990г. // 416с.

Ф. Ницше и др. (антология), «Сумерки Богов» / Ф. Ницше, А. Камю, Ж. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм // М.: Политиздат, 1989г. // 398с.

Ж. Сартр, «Бытие и ничто». Перевод Виталия Колядко // М.: АСТ, 2009г. // 928с.

И. Н. Сидоренко, «Карл Ясперс», серия «Мыслители XX столетия» // М: Книжный дом, 2008г. // 224с.

М. Хайдеггер, «Бытие и время». Перевод Владимира Бибихина // М.: Академический проект, 2011г. // 460с.

Л. Шестов, «Апофеоз беспочвенности» // М.: Азбука-Аттикус, 2011г. // 224с.

Н. Бердяев, «Философия свободы» // М.: АСТ, 2010г. // 320с.

 

При написании реферата также использовались некоторые незначительные данные с сайта http://ru.wikipedia.org (факты из биографий философов, информация об основных трудах).

1 Л. Шестов, «Апофеоз беспочвенности» // М.: Азбука-Аттикус, 2011г.

2 М. Хайдеггер, «Бытие и время». Перевод Владимира Бибихина // М.: Академический проект, 2011г.

3 Жан-Поль Сартр, «Экзистенциализм – это гуманизм» («Сумерки богов» // М.: Политиздат, 1989г.).

4 Альбер Камю, «Миф о Сизифе». Перевод Самария Великовского // М.:АСТ, 2011г.

 


Информация о работе Проблема взаимодействия человека и мира в философии экзистенциализма