Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью работы является проведение гносеологического анализа проблемы смысла жизни человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «личность»;
- рассмотреть понятие смысла жизни и феномена смерти;
-изучить существовавшие и существующие теоретико-познавательные подходы к понятию «Смысл жизни»;
- выявить методологию изучения смысла жизни как специфической философской категории;
- проанализировать основные концепции смысла жизни в западной и отечественной философской традиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие личности 6
2. Проблема свободы личности 8
3. Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни 11
4. Обретение смысла жизни 14
Заключение 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

проблема смысла жизни.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

 

Актуальность темы. Бытие человека для философии предстает в качестве предмета смысла, или мыслительной деятельности экзистенциального сознания, деятельности, связанной непосредственно и опосредованно с  материально-практической активностью самого человека. Но поиск человеком смысла жизни сопровождается отсутствием консолидирующей и возвышающей общественной идеи, глубинными противоречиями нынешнего состояния религиозных конфессий, девальвацией нравственных ценностей и традиций. Все эти явления порождают в индивидуальном и массовом сознании такое негативно-нигилистическое состояние, которое становится все более длительным, устойчивым и глубоким. Попытка решить эту проблему для философии является жизненно важным предметом исследования.

Чем собственно должна заниматься философия? " - спрашивает Э. Агацци. И он отвечает на свой вопрос следующим образом: "Самое большее, чего можно требовать от науки, — это исследование человеческих действий как интенционального целенаправленного поведения. Задача философии человека, которая не противопоставляла бы себя, а дополняла этот уровень исследования, заключается в том, чтобы осветить это иное пространство, в котором то, «как должно быть», является предпоставленной целью и потому ценностью в подлинном смысле" 1.                                                

Каждый человек осмысливает  свой внутренний мир, свое «интенцио-нальное  целенаправленное поведение», осмысливает  свою жизнь уже в силу ее объективной данности. Это осмысление происходит по законам эволюции индивидуально-личностной психики, сообразно субъективному опыту конкретного человека и объективному опыту данного общества и истории в целом. Духовное и эмпирическое содержание этого опыта играет первостепенную роль в предопределении типа такого осмысления. Хотя у различных людей в осмыслении жизни есть нечто общее, но каждый решает эту задачу по-своему. У каждого человека свой способ осмысления. Ответить человеку, который задает себе самому или другому вопрос о смысле жизни, не так просто, ибо при этом спрашивающий о смысле жизни задает вопрос о чем-то глубоко личном, о том сокровенно индивидуальном, что, может быть, еще не осознано им до конца и существует, как потребность высказать что-то глубоко сокровенное.

При этом философия должна помочь человеку в осмыслении душевно-духовных составляющих его натуры. Как справедливо  отмечает А.В. Лукьянов, "философия занимается духом, предшествующим всякому содержательному предметному знанию. Вместе с тем знание о духе созидается из той материи, которая подвергнута языковой обработке, в ходе образования предметов" 2. Действительно, осмысление человеком своей жизни является способом и условием духовного бытия и самосовершенствования человека, а значит и общества. Содержательный, плодотворный, позитивный смысл жизни — это источник созидательного самодвижения духовной, а, следовательно, и материальной культуры в ее социальном и индивидуальном проявлениях.

Чем выше культура индивидуального  самосознания, тем органичнее человек связывает осмысление своей жизни с осмыслением данной социальной среды и исторического процесса.

В настоящее время философские науки открывают неисчерпаемые источники получения информации по духовному развитию, безграничные просторы для свободомыслия человека. Тем не менее, сегодня, как никогда, человек испытывает острейшую потребность в попытке решения для себя проблемы смысла жизни.

Целью работы является проведение гносеологического анализа проблемы смысла жизни человека.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие «личность»;

- рассмотреть понятие смысла  жизни и феномена смерти;

-изучить существовавшие и существующие теоретико-познавательные подходы к понятию «Смысл жизни»;

- выявить методологию  изучения смысла жизни как  специфической философской категории;

- проанализировать основные  концепции смысла жизни в западной и отечественной философской традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие личности

 

Наряду с понятием «человек» употребляются,  как синонимы, понятия «индивид» и «личность». Принято считать, что понятие «индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, то есть это социальное понятие. Но оно абстрактно, так как не указывает те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций. «Сильная», «энергичная», «независимая» — такие характеристики личности подчеркивают ее сознательное, волевое начало.

Первоначальное значение слова «личность» — это маска, роль, исполнявшаяся актером в  греческом театре. И действительно, общество как бы навязывает человеку определенную роль (ученика, рабочего, руководителя). Это порой приводит к конфликту индивида и общества. Причина этих конфликтов — в двойственной природе человека, биологической и социальной. Человек всегда стоит перед выбором:  вернуться к животной жизни или стать полностью человеком. Если человек осознает ситуацию конфликта и делает выбор в пользу человеческого существования, то он становится личностью. То есть личностью человек становится сам. Поэтому, по мнению Фромма (1900-1980), сущность человека надо искать не в конкретных качествах, а в исторически воспроизводимом противоречии, отражающем уникальность человека как живого существа. Раздвоенность человека приводит к тому, что только для него его собственное бытие является проблемой. В зависимости от ответа на этот вопрос (в чем смысл человеческого существования?) различаются разные типы личности. Поскольку ответ предполагает нравственный выбор (как поступить: как человек или как животное), типы личности различаются их нравственной основой3. В литературе в основном выделяют три типа личности, три уровня ее развития.

1) Эгоцентрический уровень  развития личности («эгоист»). Другой  человек для этой личности  здесь воспринимается как вещь.

2) Группоцентрический  уровень («коллективист»). Другие  здесь выступают как «свои»  и «чужие». Личность здесь стремится быть понятой, обладать авторитетом, властью.

3) Гуманистический уровень  («гуманист»). Каждый человек здесь  самоценен. 

Выражение «уровень развития личности» говорит о том, на каком  уровне остановилась личность.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема свободы личности

 

      Если рассматривать человека как отдельного индивида, выбирающего один из вариантов своего действия, то человек всегда свободен. Так, экзистенциализм считает, что человек всегда свободен, даже в тюрьме он имеет возможность выбора жить или умереть.

      Но как только переходим к рассмотрению взаимодействия человека с окружающим его природным и социальным миром, мы замечаем, что свободы нет. Античная мифология наглядно показала, как личная свобода связана с объективной необходимостью поступков, предопределенных судьбой.  

Судьба является противоположным  понятием свободы. Судьба у древних  греков — это не отсутствие возможности  поступать по своей воле, а безрезультатность  попыток изменить предопределенный путь жизни. По выражению Сенеки, «судьба ведет, сопротивляющегося тащит». Судьба слепа, темна. Познать ее невозможно. Ее можно только угадать, предсказать (по руке, картам, звездам и т.д.).

Христианство отказалось от идеи судьбы как неизбежного рока. Христиане верили, что вода крещения смывает печать созвездий и  освобождает из-под власти судьбы.

Но отсутствие судьбы еще не делает человека свободным. Общество может ограничить свободные действия человека, и свобода окажется несвободной. Да и в самом христианстве существует ограничение свободы волей Бога.

В философии эта проблема выражена в соотношении понятий «свобода» и «необходимость». Разные мыслители отдавали предпочтение то одной, то другой стороне этого соотношения. 5

По мнению Канта, личность автономна, независима и самозаконна. Но человек сам себя ограничивает собственным законом. «Дай себе закон, говорит Кант — и поступай так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим». То есть свобода достигается за счет нравственного ограничения.

Спиноза, Гегель, Маркс  свободу связывали с познанием необходимости («свобода есть познанная необходимость»).

По мнению Фромма, проблема свободы в общем виде не разрешима. Свобода — это абстрактное  понятие, означает акт самоосвобождения в процессе решения. Это два возможных  действия, перед которыми поставлен человек. Но свободен ли бедняк, алкоголик? Свобода — это способность следовать голосу разума, против иррационализма страстей. И это на каждом шагу, иначе объем свободы  уменьшается, выбор становится более трудным и наступает необходимость. Например, в начале игры в шахматы свободы больше, чем в середине или в конце игры. Девушка имеет свободу выбора — сесть в автомобиль к парням или нет, но если села, то дальше свободы становится меньше.

При характеристики несвободы  личности от социальных требований используется  понятие «ответственность». Конечно, человек свободен поступать так или иначе, но на нем лежит груз ответственности за семью, за коллектив, за государство. Ответственность — это добровольное ограничение человеком своей свободы.

Требования, предъявляемые обществом к человеку, выступают перед ним в форме долга. Внутреннее осознание и переживание ответственности выступает в форме совести.

Для характеристики ответственности  используются понятия  «честь», «достоинство», «репутация».6

 

 

 

3. Проблема жизни  и смерти человека. Смысл жизни

 

Естественный конец  всего живого — смерть. Поэтому  и для человека отношение к  ней — существенный момент его  мировоззрения. Для древних египтян  земное существование человека —  это подготовка к загробному бытию (отсюда пирамиды, искусство бальзамирования). Смерть — это тоже жизнь, но в другом мире.

У Платона смерть есть отделение души от смертного тела. Такой подход смягчает трагизм смерти.

Стоики (Эпикур) считали, что смерти бояться нечего, так  как человек со смертью не встречается. Она для него реально не существует.

В ветхозаветной литературе смерть воспринимается как кара за грехи Адама, то есть как нечто  бессмысленное. Стремление преодолеть эту бессмысленность породило веру в приход мессии. А уже в христианстве главным мотивом становится вера в спасение. Отсюда и чудо воскресения Христа. Смыслом жизни христианина становится служение Богу для будущего спасения.

Русский философ Н.Ф. Федоров (1828-1903) считал безнравственной идею личного спасения. Считал возможным всеобщее воскрешение всех умерших. Сделать это возможным — долг детей перед родителями.

Атеистический экзистенциализм  рассматривает смерть как избавление от бессмысленного существования. Религиозный  экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Ясперс) понимает смерть как таинство соединения божественного и человеческого. Смерть бессмысленна, но не от бессмысленности бытия, а от скрытости его смысла для человека.7

Марксизм рассматривает  смерть как диалектический момент существования  человечества. По Марксу, смерть — это победа рода над индивидом. Истина индивидуального бытия в бытии рода. Трагизм смерти снимается тем, что индивид остается жить в роде. Смысл жизни в данном случае в служении роду, в обеспечении его счастливого будущего.

Но где гарантии, что  служение общему делу не обессмыслит дальнейшую жизнь. И дает ли цель смысл этой жизни. (Базаров у Тургенева: «Какое мне дело до того, что мужик будет счастлив, когда из меня самого лопух будет расти?») Почему одни должны страдать, а другие наслаждаться?  Да и будет ли то будущее поколение наслаждаться, будет ли оно благодарно предшествующим, добывшим для них блага жизни? Скорее всего, нет.

Смерть отдельного индивида ставит вопрос о смысле жизни как  конкретного человека, так и  всего человечества.

Неумолимая дилемма: либо жизнь в целом имеет смысл, и тогда она должна иметь его каждое мгновение, для каждого человека. Либо жизнь бессмысленна, и все грядущее блаженство не искупает сегодняшних страданий. Достоевский так и говорит, что счастье будущих поколений не стоит одной слезинки замученного ребенка.

Советский философ Н.Н. Трубников (1929-1983) утверждал, что в жизни самой по себе нет никакого заранее смысла. Смысл жизни находится в ее становлении. Если бы был заранее заданный смысл, человек был бы лишен возможности выбирать и созидать свою человеческую сущность. Это счастье, что  нет заранее заданного смысла. Этот смысл можно и нужно находить в человеческой жизни сегодня. («А не ходить босиком и плести лапти для будущих поколений людей»). Но чтобы полюбить жизнь, надо полюбить смерть. Жизнь не противоположна смерти. Отсутствие смерти предполагает не жизнь, а отсутствие рождения. Если мы принимаем рождение, мы должны принять и смерть. Мысль о бессмертии может напугать страшнее всякой смерти. Смерть ужасна, но ужасно и бессмертие.

Но если природа не дает нам смысла жизни, его приходится искать в самой жизни. Австрийский  психолог В.Франкл поиск смысла жизни  рассматривает как врожденное  стремление человека, основной двигатель поведения и развития личности. Если в реальной жизни человек не находит смысла своей жизни, он пытается найти его в жизни иллюзорной. Отсюда пьянство, наркомания. Найти смысл жизни может каждый человек. Но нахождение смысла жизни это не познание ее, а призвание человека. Жизнь призывает человека ответить на вопрос о смысле жизни. Человек отвечает на него своими поступками. Но, найдя смысл жизни, надо его осуществить. Человек сам несет ответственность за его осуществление.8

По Фрейду, психическая  болезнь есть подсознательное «бегство в болезнь» от  действительности, так и смерть есть «бегство в небытие» от жизни. Человек должен очень хорошо жить, чтобы жить долго. Бесконечная жизнь предполагает бесконечно хорошие условия жизни.

Информация о работе Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни