Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью работы является проведение гносеологического анализа проблемы смысла жизни человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «личность»;
- рассмотреть понятие смысла жизни и феномена смерти;
-изучить существовавшие и существующие теоретико-познавательные подходы к понятию «Смысл жизни»;
- выявить методологию изучения смысла жизни как специфической философской категории;
- проанализировать основные концепции смысла жизни в западной и отечественной философской традиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие личности 6
2. Проблема свободы личности 8
3. Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни 11
4. Обретение смысла жизни 14
Заключение 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

проблема смысла жизни.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Наука стремится найти  средства для увеличения продолжительности  жизни, надеясь и на возможность бессмертия человека. Но это не избавит человека от ответа на вопрос о смысле его жизни. 9

 

4. Обретение  смысла жизни

 

Проблема Смысла Жизни  особенно актуальной становится во «времена перемен».

Для многих вопрос о Смысле Жизни кажется банальным и лишённым содержания, праздным времяпрепровождением. Можно заметить существенное отличие в понимании смысла жизни философами и обычными людьми.

Многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой  природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни.

Сократ, Диоген, Платон, Декарт, Спиноза и другие, ассоциировали  смысл жизни с понятием блага.

Аристотель полагал, что  целью всех человеческих поступков  является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».

Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение  удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Его идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание10.

Согласно учению киников, конечной целью устремлений человека является добродетель (счастье), а добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и должен стремиться к внутреннему покою.11

Согласно учению стоиков, душа человека бессмертна, а добродетель состоит в согласии жизни человека с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Артур Шопенгауэр полагал: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет «мировая воля». Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Датский философ Сёрен Кьеркегор  полагал, что жизнь полна абсурда  и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном  мире.

Фридрих Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Ницше не принимал христианство, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.12

Философ-прагматик Уильям Джеймс был убеждён, что истина не может быть найдена, но может быть создана, и потому смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Французский философ Жан-Поль Сартр полагал: «смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его… Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл».

Немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер считал: «Смысл бытия никогда не может быть поставлен  в противоположение к сущему или  к бытию как опорному «основанию»  сущего, ибо «основание» становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла».

«Суета сует – всё  суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под  солнцем? Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом: потому что всё – суета!» (Библия Екклесиас.1,1-2)

Различные мировые религии, каждая по своему, давали ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Они  отвечали на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти. Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), религия удовлетворяла эти потребности, обеспечивая смысл, цель и надежду для жизни человека.

В основе религиозной  веры лежит убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления.

«Сущность всякой веры состоит  в том, что она придаёт жизни  такой смысл, который не уничтожается смертью», – говорил Лев Толстой.

Согласно Иудаизму, Всевышний  создал человека в качестве собеседника  и сотворца. И мир, и человек  созданы несовершенными умышленно  — для того, чтобы человек, с  помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу даже в самых будничных делах.

Ислам подразумевает  «вручение себя Богу», «покорность  Богу». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться  Всевышнему.

В Индуизме существует несколько философских школ, и каждая по своему отвечает на вопрос о смысле жизни. Школы Ньяи и Вайшешики не признают существование реинкарнации, кармы, души, утверждая, что смысла человеческой жизни не существует, поэтому единственный логичный подход к жизни — наслаждение.

Школы Санкхьи, Йоги и  Мимансы признают реинкарнацию и  карму, а также деление вселенной  на 14 планетных уровней, считая, что  цель человеческой жизни в том, чтобы  с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа возвращается назад на Землю. Так душа вращается в круговороте «сансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

Адвайта-веданта утверждает, что поскольку всё в мире является временным, то весь окружающий нас мир  есть иллюзия. На самом деле существует лишь Единый (Брахман или Дух), все мы Едины, однако частичка этого Духа может впасть в иллюзию и начать видеть мир разделённым на множество объектов. Соответственно цель человеческой жизни — осознать единство всего мироздания путём прекращения какой-либо деятельности, выход из круга сансары и слияние с Единым.13

С точки зрения Вайшнавизма  смысл человеческой жизни заключается  в осознании себя как частички духовной природы, созданной Богом (Кришной), а также в развитии в  себе любви. Смысл жизни заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир.

Согласно Буддизму, смысл  и высшая цель жизни состоит в  прекращении страдания, что возможно через достижение просветления (нирваны). С точки зрения буддизма южной традиции, смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и в конечном итоге в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции обязует практикующего не уходить  в нирвану, пока все существа не достигнут  просветления. Просветления можно достичь  не только за счёт практики, но и путём  праведной жизни в миру.

Согласно китайскому философу Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества, что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа  в своей сущности непорочна, но у  каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность).

Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает, прежде всего, умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей.

Основатель даосизма Лао Цзы, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. Всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним.

Для православного «истинная  цель жизни христианской состоит  в стяжании Духа Святого Божьего». Так считал святой Серафим Саровский. Обряды, посты, милосердие, молитвы  и даже церковные таинства с точки  зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

«Если бы бога не было, то его следовало бы придумать», –  считал Вольтер. Для Вольтера вера в  бога являлась необходимой опорой морали.

Иммануил Кант говорил: «О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу».14

Альбер Камю был убеждён, что жизнь абсурдна. Его работу «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» я впервые прочитал в машинописной перепечатке, когда учился на подготовительном отделении философского факультета. Вопрос о смысле жизни Камю называет самым неотложным, а проблему самоубийства – единственной серьёзной философской проблемой. «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить.

Одни люди стараются  забыться, чтобы не думать о смысле жизни. Другие пытаются переделать жизнь  путём реформ или революций. Третьи, отчаявшись в поисках истинного  смысла бытия, уходят из жизни. Четвёртые — это люди, нашедшие смысл жизни.

К последним принадлежал  русский философ Николай Бердяев. Он утверждал, что философия есть поиск смысла жизни, а религия  — его реализация. «Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности… Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни...

 

 

Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным  смыслом – есть самое важное и  единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено».15

Сам факт искания смысла «доказывает, что в нашей мысли  и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем», – писал русский  философ Е.Н.Трубецкой. – «Искание смысла, цели жизни, есть «жестокое страдание от окружающей нас бессмыслицы».

Трубецкой выделял следующие  особенности Смысла: всеобщность, неизменность и неподвижность, сверхвременность или, другими словами, вечность; что  в итоге приводит нас к понятию  истина. Таким образом, Смысл –  есть истина.

В русском языке СЪМЫСЛ есть со-мысль, сопряжение мыслей, диалектическое равновесие умных энергий.

Философ Н.И.Кареев был  убеждён, что человек психологически не способен осознать смысл жизни  за рамками своего собственного существования.

А. И. Введенский считал, что, утверждая смысл жизни за пределами человеческой жизни, мы не понижаем человеческий образ и не унижаем этим человека, а наоборот.

Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования.

Живая жизнь духа и  есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

Есть несколько критериев, по которым можно определить наличие  смысла жизни у конкретного человека: 1\ отношение ко времени, помня о  смерти; 2\ наличие иерархии целей  и ценностей; 3\ наполненность жизни человека реализацией своего смысла жизни.16

Прежде чем вдуматься, что значит «найти смысл жизни», необходимо понять, что есть смысл  вообще, определить условия возможности  смысла жизни.

Можно сказать, что жизнь  осмыслена, «когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь», утверждал русский философ Семён Франк.

С.Л.Франк выделял два  условия осмысленности жизни: 1) служение чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе, но это высшее в свою очередь должно быть жизнью; 2) разумно осознавать служение высшему благу, пропитывающему всю жизнь.

Для того чтобы жизнь  имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и человеческая причастность ему, достижимость для  человека жизни в Боге или божественной жизни. Осмысленной наша жизнь становится через служение Высшему Благу, являющимся и абсолютным благом для самого человека.17

Заключение

 

Осуществлённый в ходе реферата анализ смысла жизни человека и его смысложизненных ориентаций позволяет сделать следующие выводы:

Информация о работе Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни