Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью работы является проведение гносеологического анализа проблемы смысла жизни человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «личность»;
- рассмотреть понятие смысла жизни и феномена смерти;
-изучить существовавшие и существующие теоретико-познавательные подходы к понятию «Смысл жизни»;
- выявить методологию изучения смысла жизни как специфической философской категории;
- проанализировать основные концепции смысла жизни в западной и отечественной философской традиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие личности 6
2. Проблема свободы личности 8
3. Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни 11
4. Обретение смысла жизни 14
Заключение 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

проблема смысла жизни.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Гносеологическое рассмотрение смысла жизни человека как условия реализации им смысложизненных ориентаций для раскрытия в себе родовых сущностных сил позволяет охватить глубинные слои этой проблемы. В реализации сущности человека смысл жизни выполняет ведущую роль — роль высшего способа самореализации человеком своей родовой сущности. И потому смысл жизни можно охарактеризовать как высшее основание человеческой сущности.

Термин "смысл" - "как  процесс и как результат осмысления человеком своей жизни" — наиболее адекватно выражает значение понятия "смысл жизни человека". Понятие "смысл жизни человека" концентрирует духовный опыт конкретно-исторического человека. Однозначно, что каждая историческая эпоха актуализирует вопрос о смысле жизни по своим "собственным меркам", по строго определенной структуре предпонимания.

В области методологии  и теории познания, связанной со смыслом жизни человека как объекта  исследования, лежат следующие положения:

1) феномен смысла жизни  как объект познания как бы достоверно изначально "задан" ему для адекватной познавательно-оценочной рефлексии;

2) процесс такой рефлексии  приводит его к положительным философским результатам;

3) эти результаты могут  практически реализоваться в  деятельности, поведении и отношениях людей.

При этом раскрытие сути смысла жизни как процесс познавательно-оценочной  деятельности исследователя всецело  определяется теоретико-познавательным (гносеологическим) противоречием в исследуемом феномене, характерным в целом для познания как рефлексии: разум "притязает" (И.Кант) на абсолютную истину, но реально ему "дана" возможность постижения истины относительной. Осмысливая свою жизнь, исследователь также стремится постичь свою жизнь (как микрокосм) в мироздании (макрокосме). Поскольку все составляющие смысла жизни соотнесены с целеполагающей деятельностью человека, он (смысл жизни) имеет телеологическую структуру. Человек не может не осознавать временности своего земного существования. И - как естественная реакция на такое осознание - у человека рождается духовная потребность в Абсолюте (Абсолютной идеи, Разуме, Логосе, Боге, "вещи в себе"), а точнее, 1) потребность в абсолютном знании о сущности и ценности своего существования в мире и 2) потребность абсолютного счастья как "реально" данного бытия.

В теоретико-познавательном (гносеологичесом) аспекте само содержание понятия "смысл жизни человека" в диссертации раскрывается в  следующей последовательности: 1) предмет  и объект осмысления (вещей, материальных и духовных ценностей); 2) процесс осмысления; 3) результат осмысления; 4) реализацию результатов осмысления; 5) степень совпадения результатов осмысления с результатами их практической реализации. В процессе осмысления жизни в сознании субъекта рефлексии может присутствовать ряд искажений, "формы превращенного сознания", усложняющий истинное познавательно-оценочное осмысление жизни человеком, затрудняющий его верную бытийную ориентацию, снижающий и даже разрушающий его позитивно направленную активность. Эти искажения ("формы превращенного сознания") обусловлены прежде всего гносеологической проблематикой, методами и формами научного познания. Устранение таких заранее заданных обществом искаженных структур предпонимания и их последствий возможно на основе высокой культуры: культуры мышления, включающей созидательно-творческий тип синтеза знания, оценки; культуры деятельности, поведения, поступков и отношений человека.

Действительно, человек, ищущий смысл жизни, должен осознавать, каким образом конструирование  предмета мышления происходит в границах определённой, заранее заданной, рационально понятой схемы, структуры предпонимания, системы категорий, которые, в свою очередь, основаны на определённых исходных посылках и допущениях классического и неклассического философствования.

Список литературы

 

  1. Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии, 2002. с. 24-34.
  2. М. Вебер. Избранные произведения М: Прогресс, 1990.- 805 с.
  3. Гурев Г.А. О смысле жизни. М.: Знание, 2008. - 39 с.
  4. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 2003. - 175 с.
  5. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск, 1994. -357 с.
  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — 2-е изд. М.: Мысль, 2006.
  7. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
  8. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.: МГУ, 2003.- 168 с.
  9. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 2004.-335 с.
  11. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. — Новосибирск: Наука, 2004. 319 с.
  12. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 2012. - 202 с.
  13. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти. Уфа, 2008.
  14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. СПб.: Петрополис, 2007.
  15. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.-463 с.152/ Розанов В.В. Литературные изгнанники. Т. 1. - Спб, 2003. - 234 с.
  16. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 2004. - 432с.
  17. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 2006. - 382с.
  18. Тугаринов В.П. О смысле жизни. JI., 2001. - 149 с.
  19. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2000. - 569 с.
  20. Фролов И.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. М., 2005.-324 с.

1 Агацци Э. Человек как предмет философии. - Вопросы философии, 1989. - № 2. - с. 31

2 Лукьянов А.В. Идея метакритики "чистой любви". — Уфа, 2001. - с. 16

3 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 2006. –с 114

4 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — 2-е изд. М.: Мысль, 2006. с 204

5 Мухамедьянов С.А. Феномен смерти. Уфа, 2008. с 24

6 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 2006. - 382с.

7 Мухамедьянов С.А. Феномен смерти. Уфа, 2008. с 65

8 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 2006. - 382с.

9 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2000. –с 96

10 Тугаринов В.П. О смысле жизни. JI., 2001. с 102

11 Тугаринов В.П. О смысле жизни. JI., 2001. – с 104

12 Тугаринов В.П. О смысле жизни. JI., 2001. с 120

13 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 2004. с 89

14 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 2012. - 54 с.

15 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 2004. с 215.

16 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 2012. с 61.

17 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 2012. – с 64.




Информация о работе Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни