Проблема жизни и смерти человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

На эту тему жизни написано множество работ. Исследованиям проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Как бы то ни было, ответов на вопрос "Что такое жизнь?" - имеется слишком много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное учение предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. О смысле жизни…………………………………………………………..4
1.1. Имеет ли человек какую-нибудь цель?............................................................8
1.2 Смысл жизни по Франку……………………………………………………..11
Глава 2. Смысл смерти…………………………………………………………...13
2.1 Плата за совершенство…………………………………………………….....15
2.2. В поисках бессмертия……………………………………………………….18
2.3 Кто достоин вечного покоя?............................................................................23
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемых источников и литературы……………………………...26

Файлы: 1 файл

Filosofia_ISPRAVLENO.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»  филиал в г. Первоуральске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Философия

на тему: «Проблема жизни и смерти человека»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент

ПУ-112С КТэ

Заиченко Роман Дмитриевич

Проверил преподаватель

Парамонов Иван Фёдорович

 

 

 

 

Первоуральск

2013

       СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. О смысле жизни…………………………………………………………..4

1.1. Имеет ли человек какую-нибудь цель?............................................................8

1.2 Смысл жизни по Франку……………………………………………………..11

Глава 2. Смысл смерти…………………………………………………………...13

2.1 Плата за совершенство…………………………………………………….....15

2.2. В поисках бессмертия……………………………………………………….18

2.3 Кто достоин вечного покоя?............................................................................23

Заключение………………………………………………………………………..24

Список используемых источников и литературы……………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема человека, его  жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: «Что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь?». Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец: «Что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?».

На эту тему жизни  написано множество работ. Исследованиям  проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе  биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Как бы то ни было, ответов на вопрос "Что такое жизнь?" - имеется слишком много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное учение предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти.

Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для  живых существ? Подобные вопросы затрагивают каждого из нас. От них мы переходим не только к области теоретических умозрений, но вольно или невольно задумываемся: как жить на этом свете? А есть ли иной мир?

Попытка ответить на эти  серьезнейшие вопросы, предпринята  в этой работе.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

 

Вопрос о смысле жизни  человека теснейшим образом связан с пониманием специфики человека как родового существа, его природы  и сущности. Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его от других «сообществ». К общечеловеческим, родовым качествам относится стремление к познанию, прекрасному, творческой деятельности и всестороннему развитию, наличие некоторых общечеловеческих норм морали (так называемых простых норм нравственности и справедливости) и так далее.  Однако из этого не следует, что существует некая вечная, неизменная человеческая природа, на которую можно было бы опереться в определении смысла жизни. Наоборот, вся история свидетельствует о беспрерывном изменении природы человека.

Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек не может осознавать смысл своей жизни без осознания  себя в качестве личности. Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей жизни.

Творцом смысла жизни  является сам человек. Но это не значит, что он формирует этот смысл по своему произволу, следуя лишь сугубо индивидуальным интересам или бессознательным инстинктам, внутренней интуиции и т. п., как это считают представители субъективного идеализма.

По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и другое, однако, это не значит, что в каждую эпоху он совершенно новый и совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов существует некоторая преемственность, вытекающая из определенной преемственности в развитии культуры человечества [6].

История классовых обществ  показывает, что представители различных  классов понимали смысл своей  жизни по-разному, в соответствии с потребностями и целями, обусловленными их общественным положением. В обществах, построенных на принципах частной собственности, для господствующих классов характерны индивидуалистические, эгоистические и потребительские представления о смысле жизни. «Самоутверждение» личности в условиях противоборства частных интересов осуществляется, прежде всего, путем обладания деньгами, вещами и т. п.

Вместе с тем история  и современная общественная практика богаты примерами такого понимания  смысла жизни, когда люди не приспособляются  пассивно к стихийным закономерностям  общественного развития, а видят смысл своей жизни в том, чтобы изменить существующее положение в соответствии с идеалами, обеспечивающими им наиболее полноценную и содержательную жизнь. Лишь в рамках деятельности, освобожденной от различных форм духовного одурманивания, открывается возможность для подлинного самоутверждения человека, реализации его творческих сил, а значит, и для обретения подлинного смысла жизни [6].

Из сказанного выше можно  сделать вывод, что правильное понимание  смысла жизни складывается тогда, когда  человек способен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя. То есть тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на благо людей. Именно такая деятельность получает признание со стороны общества, коллектива и в то же время приносит человеку глубокое удовлетворение и личное счастье.

Движущая сила человеческих поступков коренится, прежде всего, в необходимости удовлетворять  свои насущные потребности.

Если человек сознает, что его жизнь была прожита  не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела, нужные и полезные для других людей. То он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не выдвигается на передний план, заслоняя все остальное, и отнюдь не исчерпывается фактом физической смерти.

Человек — единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же время, борющееся за вечность, за продление своей жизни, за то, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни человека способствуют гуманные социально-экономические преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад на благо людей, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих ценностях, в памяти людей.

Понятия того или иного  смысла жизни находятся в нас  самих. Мы можем любую теорию и любое учение истолковать в любую сторону. Все зависит от степени интеллектуального и морального развития человека. Таким образом, всякая теория одновременно и хороша, и плоха. Хороша постольку, поскольку она приносит хорошие результаты, и плоха, так как носит в себе отрицательные результаты.  Сумма тех или иных результатов есть мера достоинства или недостатков данной теории.

Наличие вопроса о  смысле жизни есть показатель недостаточности  духовного развития. Духовно развитой человек, ни в каких теориях о смысле жизни не нуждается, так как смысл жизни ему ясен и понятен. Поэтому все теории о смысле жизни, как предназначающиеся для людей духовно малоразвитых, должны развивать человека, должны облагораживать его, должны поднимать его ввысь, но не будить в нем низшую природу.

Найти смысл жизни  для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто  специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому  человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Имеет ли человек какую-нибудь цель?

 

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь  однообразной и постоянно озабочены тем как бы "убить время", Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни. На земле человек - единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания и т. п. Людям необходим, понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия.

Людей, которые идут в  ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на будущее.

Осмысление жизни рождает  в человеке силу, способную перестроить  мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на земле. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеют не только теоретическое, но громадное практическое значение. Вот почему люди с самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий интерес.

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития истории вызывал ожесточенные споры. Различные философские и богословские системы не только с разных точек зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и делали этот вопрос предметом мировоззренческих споров. Проблема смысла жизни по словам Г. Гейне, стала "проклятым" вопросом философии и истории. Только марксизм впервые дал всесторонний научный анализ проблемы смысла жизни [4].

"До сих пор, - писал  Ф. Энгельс, - вопрос всегда гласил: что есть бог? - и немецкая философия решила его так: бог есть человек. Человек лишь должен познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то "боге", якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе в собственной груди человека. Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее чем воображаемая сущность всех возможных "богов", которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека".1 [2]

Защитники религии считают, что ни наука, ни философия не могут дать ответа на вопрос "какой смысл человеческой жизни" и только они призваны ответить на этот вопрос. Для примера можно привести проповедь о смысле жизни, которую прочитала Вера Шишкова в одной из общин баптистов.

«Каждый человек, братья и сестры, задает себе вопрос о смысле человеческого бытия... Есть ли в жизни смысл? Многие пессимисты видят в жизни лишь мрачные краски. Человек не верующий видит в жизни муки, слезы, кладбище. Но есть ли единая мысль, которая правит Вселенной? Есть. Ведь в каждом человеке существует жажда добра, красоты справедливости. Нет ни одного человека душа, которого не рвалась бы к прекрасному. Значит, и смысл жизни должен быть прекрасным, вечным, непреходящим.

Смысл должен быть доступен каждому, этим он и ценен. Он будет только тогда ценным, когда общество не будет знать неравенства. Но если найдется хоть один человек, которому смысл не доступен, то этот смысл не будет иметь никакой ценности. Высшая цель человека- уподобление Христу

Итак, цель, смысл, ценность жизни есть. Наш оптимизм не слащавый, мы не сказки говорим. Выше нашей цели - жить для бога – нет».

Эти отрывки свидетельствуют  о стремлении служителей культа вызвать  у слушателей определенные переживания. Проповедница убеждала своих слушателей, что с религиозной точки зрения смысл жизни человека- знать бога, любить его, служить ему и славить своими делами. Такая постановка вопроса о цели жизни приводит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла. Ибо смысл жизни сводится к общению с несуществующим богом. Проповедь убеждает в том, что для верующих людей нет объективного смысла жизни.

Марксизм выводит смысл  жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно  практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить и вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение.

Информация о работе Проблема жизни и смерти человека