Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются мифология, различные религиозные учения, искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правил, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

Файлы: 1 файл

Проблема смертной казни.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Смертная казнь фактически исчезла  на территории определённых регионов — Латинской Америки, Европы и  Тихого океана. В других она вышла  из употребления, и есть реальные шансы  её отмены в ближайшем будущем. В  октябре МА начала кампанию по отмене смертной казни в Западной Африке, где за последнее десятилетие казни имели место лишь в четырёх странах из шестнадцати. МА призывает западно-африканские страны, которые этого ещё не сделали, объявить мораторий на исполнение приговоров и отменить смертную казнь в законодательном порядке.

 

 ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ

Проблема эвтаназии до сих пор  остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся  по-разному; общественное мнение расколото  до жёстко полярных точек зрения.

В начале 2005 г. в США разгорелись жаркие споры вокруг смерти американки Терри Шиаво, которая 15 лет находилась в состоянии комы, вызванной клинической смертью и последовавшими за ней необратимыми изменениями мозга (последствия тяжёлого инсульта). По решению суда штата Флорида, принятого по иску мужа Терри Майкла Шиаво, её отключили от аппарата искусственного питания, что означало отсроченную на полмесяца смерть пациентки. После этого решения суда вся Америка фактически раскололась на два лагеря сторонников и противников этой, своего рода «мягкой эвтаназии».

Этот пример отражает реальное отношение  к эвтаназии в мировом сообществе, которое раскололось на её непримиримых сторонников и противников. Оба  лагеря приводят достаточно веские аргументы, не позволяющие достичь какого-либо конкретного компромиссного решения. Многочисленные исторические примеры, приводимые противниками эвтаназии и подкрепляющие аргументы «против», подчёркивают опасность, которую несёт в себе недостаточная изученность данного явления.

Английский философ Фрэнсис  Бэкон (1561 – 1626) для обозначения лёгкой безболезненной смерти ввёл термин «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть), то есть хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий. Буквально термин «эвтаназия» переводится как «благоумирание», но сам термин стал означать не столько «благую» смерть саму по себе, сколько её причинение.

Надо сказать, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней  противоречивостью. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий – позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий – позиция пациента).

Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти.

Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

Активная эвтаназия может происходить в следующих формах:

1) «убийство из милосердия» происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадёжно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата;

2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство, как бы сам накладывает на себя руки.

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия.

 Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

По поводу добровольной и активной эвтаназии и недобровольной и  пассивной специалисты высказываются  как «за», так и «против». По поводу недобровольной и активной эвтаназии  мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду добровольную со стороны больного и пассивную со стороны врача.

В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зла теряем сразу две жизни.

Несмотря на все разногласия, пассивная  эвтаназия постепенно легализуется общественным мнением, а в некоторых  странах – и законом. Так, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путём прекращения бесперспективного поддержания жизни не считается противозаконной. В апреле 2005 г. французским парламентом принят закон, дающий право на смерть безнадёжным больным. Пациенты во Франции, потерявшие надежду на возвращение к нормальной жизни, могут теперь отказаться от лечения. В Голландии после длительной дискуссии в законодательство официально внесено разрешение пассивной эвтаназии с определёнными оговорками. В соответствии с законодательством штата Индиана (США) действует так называемое прижизненное завещание, в котором пациент официально подтверждает свою волю на то, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определённых обстоятельствах. В Англии же, напротив, после долгих обсуждений принят закон о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике. Вместе с тем во многих странах эвтаназия в той или иной мере свободно применяется даже вопреки существующим нормам закона.

Активная эвтаназия карается законом  всех стран, хотя практическое применение законов наблюдается редко.

В США после недавнего стихийного бедствия, вызванного ураганом Катрина, появились публикации признаний врачей клиник Нового Орлеана. После отключения в городе электричества и соответственно оборудования клиник ряд пациентов оказался обречён на полную страданий агонию. Врачи были вынуждены прибегнуть к активной эвтаназии, которая запрещена законом штата Луизиана.

Это ещё раз говорит о том, что об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а  люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе.

 

ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА

Cамоубийство - одна из вечных  проблем человечества, поскольку  существует как явление практически  столько же, сколько существует  на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории  человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.

Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами. Начиная с  античности до наших дней, огромное значение придает философия проблеме сознательного прекращения человеком собственной жизни.

Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной, ибо  от решения ее во многом зависит  ответ на такие важные вопросы, как  смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности.

Свободен ли человек в своей  жизни и свободен ли он также в  выборе своей смерти? Казалось бы, здравый  смысл подсказывает, что в руках  самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать. Монтень по этому поводу говорил: "Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной тому твое малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь".

Наиболее подробно вопросы о  взаимосвязи самоубийства и свободы  воли, самоубийства и смысла жизни  отражены в философских работах  А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, В. Франкла, З. Фрейда. Так, например, Альбер Камю считал, что "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное второстепенно".

Эскироль однозначно считал, что  только в состоянии безумия человек  способен покончить с собой и  все самоубийцы - душевнобольные. В  дальнейшем с помощью статистических методов было установлено, что только двадцать пять - тридцать процентов самоубийц страдали какими-либо психическими заболеваниями. Выдающиеся русские психиатры С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, Н.И. Баженов, С.А. Суханов, В.Ф. Чиж, Ф.В. Рыбаков и другие в своих работах также отрицали абсолютное тождество самоубийства и душевного заболевания.

В соответствии с современными отечественными концепциями, самоубийство рассматривается  как следствие социально-психологической  дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, самоубийство представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации.

С помощью социологических исследований удалось установить влияние на общее  количество случаев самоубийства таких  факторов, как климат, время года, место проживания, национальность, возраст, пол, вероисповедание, уровень экономической жизни, политическая ситуация и т.д. Определенные статистические закономерности установлены в отношении общественно-профессиональных и социально-экономических факторов.

Что касается религии, то отношение основных конфессий к вопросу самоубийства выглядит следующим образом. Для буддизма прекращение жизни в нирване - совершенно особая форма самоубийства, несущая в себе глубокий философский и религиозный смысл.

Христианство, в этом отношении  следуя заветам иудаизма, очень сурово относится к самоубийству и самоубийцам. Самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят на церковных кладбищах. Однако в христианстве возможны исключения из этих строгих правил, когда речь идет о людях, защищающих свою честь или лишивших себя жизни, "защищая святую веру", тем самым "прославляя имя божье".

Ислам отрицает даже саму возможность  покушения правоверного мусульманина на свою жизнь. Верующий мусульманин  следует своей судьбе, предназначенной  ему Аллахом, и сама мысль о  возможности с помощью самоубийства как-то избавиться от этих тягот судьбы настолько кощунственна, что видимо, даже не должна приходить в голову мусульманину.

Во всем мире интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно выпускаются специальные  суицидологические журналы, проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств.

Сегодня очевидно, что самоубийство - проблема междисциплинарная и должна изучаться специалистами самого различного профиля. Врачи, философы, юристы, социологи, психологи, педагоги изучают эту проблему специфическими методами своих наук, расширяя наши знания по отдельным ее аспектам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если люди умирают, значит это кому-нибудь нужно. А если серьёзно, то так уж устроен мир... Не только человек, но и всё живое на Земле смертно. Но, умирая, всякое живое существо оставляет после себя след. Именно таким путём и происходит развитие. Интересно только - зачем это нужно? Кому это нужно? Ведь вечного не бывает... Наверное, каждый здравомыслящий человек хоть раз в жизни задавал себе эти вопросы. Но вот ответ на них пока так и не найден... Жаль...

A поэтому нужно просто жить, просто делать добро, чтобы  оставить тем, кто будет после  нас хоть что-то хорошее. Как  знать, быть может это что-то  сможет помочь кому-то и тогда нас помянут добрым словом. Несмотря на то, что мы его не услышим...

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. м.,1994.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

4. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.

5.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

6. Гусейнов А. А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. М., 1990.

7. Давидович В.,Аболина Р. Кто ты, человечество? М.,1975.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд, М., 1998.

Информация о работе Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема