Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:14, реферат
Цель работы заключается в изучении особенностей психоаналитической философии , рассмотрении аспектов психоанализа , ознакомлении с работами Зигмунда Фрейда и его последователей.
Введение……………………………………………………………………...........3
1.Сведения о Зигмунде Фрейде………………………………………………….4
2.Основные понятия и идеи психоанализа……………………………………...5
3.Структура психики:"Оно", "Я", "сверх Я" и их взаимодействия …………..6
4.Эдипов комплекс.…………………………… ………………………….……...7
5.Понятия либидо и сублимации………………………………………………..8
6.Тотем и табу……………………………………………………………………..9
7.Эрос и Танатос………………………………………………………………....11
8. Неофрейдизм…………………………………………………………………..12
8.1.Комплекс неполноценности А.Адлера………………………………….…13
8.2. Архетипы К.Юнга…………………………………………………………..13
8.3. В.Райх как основатель фрейдомарксизма………………………………....15
8.4. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма…………………………..…16
Собственные выводы……………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………..……21
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФІЛОСОФІЇ
З курсу “Філософія”
На тему: “Психоаналітична філософія З.Фрейда”
студентка групи А, 2 курсу,
спеціальності «політологія»
Куліш Ганна Василівна
Преревірила:
доцент Колінько М.В.
Оцінка “___”, “____”, “____”
Вінниця – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Сведения о Зигмунде Фрейде………………………………………………….4
2.Основные понятия и идеи психоанализа……………………………………...5
3.Структура психики:"Оно", "Я", "сверх Я" и их взаимодействия …………..6
4.Эдипов комплекс.…………………………… ………………………….……...7
5.Понятия либидо и сублимации………………………………………………..
6.Тотем и табу…………………………………………
7.Эрос и Танатос……………………………………
8. Неофрейдизм…………………………………………………
8.1.Комплекс неполноценности А.Адлера………………………………….…13
8.2. Архетипы К.Юнга………………………………………
8.3. В.Райх как основатель фрейдомарксизма………………………………...
8.4. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма…………………………..…16
Собственные выводы……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..……21
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность работы.
Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Цель работы заключается в изучении особенностей психоаналитической философии , рассмотрении аспектов психоанализа , ознакомлении с работами Зигмунда Фрейда и его последователей.
1.Сведения о Зигмунде Фрейде.
Зигмунд Фрейд (6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.В своих теориях Фрейд во многом исходил из идей эволюционной антропологии
В статье "Моя жизнь и психоанализ"3игмунд Фрейд писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем". Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.
2. Основные понятия и идеи психоанализа.
Психоанализ – это психологическое учение и метод лечения психических расстройств, основанный на признании существования в психике такой части, как . Само понятие "психоанализ" имеет три значения:
1) Метод исследования, опирающийся
в основном на выявление
2) Психотерапевтический
метод, опирающийся на это
3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования. бессознательное и его влияния на жизнедеятельность человека.
В качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд переосмысливает существующие в то время картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Если в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет далее. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.
Фрейд выделяет три уровня сознания: сознание, предсознание, бессознательное. Одно из основных исходных положений сводится к тому, что собственно деятельными признаются те «психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». Любой душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, т.к., по мнению Фрейда не все психические акты становятся сознательными.
Предсознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали и нашей Я-концепции. Это могут быть неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям, сексуальные влечения. Бессознательное нелогичное, вневременное, хаотичное, аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши поступки определяются и направляются бессознательными импульсами, влечениями. Они не осознаются человеком, когда же они начинают осознаваться - это встречает сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.
3. Структура психики: "Оно", "Я", "сверх Я" и их взаимодействия
Структура личности в теории Фрейда состоит из трех частей: «Оно», «Я» и «Сверх — Я». Эти части находятся в постоянном взаимодействии. «Оно» по теории Фрейда это все то плохое, что случилось с человеком в прошлом, и то, что он не осознает. «Я» в структуре личности Фрейда это то, как человек воспринимает себя и свое поведение. «Сверх-я» по Фрейду это, то, как личность воспитали люди вокруг: семья, воспитатели, друзья, все те с кем мы общаемся и кто значим для нас. Это так называемые нормы общества.
«Я» в теории личности
Фрейда, является своеобразным
4. Эдипов комплекс
Зигмунд Фрейд при помощи теории Эдипова комплекса описывал поведение детей, когда они достигали фаллической стадии развития. Эта теория применима к мальчикам, Эдипов комплекс — это когда ребенку нравится его мама и он испытывает зависть к отцу.
Согласно греческой мифологии, Эдип неосознанно убил своего истинного отца и невольно жениться на своей матери, и, таким образом, разрушил его царство и семью.
Мифология Эдипа, использовалась известным психиатром, Зигмундом Фрейдом в его работе; Толкование сновидений. Он развил теорию, подвергая психоанализу пациентов мужского пола, которые желали свою мать и ревновали её к отцу. Теория Фрейда инфантильной сексуальности описала Эдипов комплекс как сознательное состояние и психосексуальное развитие. Эдипов комплекс был введен Зигмундом Фрейдом в психоаналитической теории. В этой теории, он утверждал, что Эдипов комплекс возникает у детей в фаллической стадии психосексуального развития, которая происходит в возрасте трех и пяти лет. Фаллическая стадия играет важную роль в создании детской сексуальной идентичности.
Согласно Фрейду, в фаллической стадии желание или либидо детей сконцентрированы на половых органах. В этой стадии, дети изучают свои половые органы и гендерные различия, а также различия между мужчинами и женщинами. Фрейд также сообщил, что эти знания изменяют отношения между родителями и ребенком. Во время фаллической стадии, ребенок мужского пола начинает желать свою мать сексуально и рассматривать отца как соперника. Фрейд заявил, что фаллическая стадия постепенно спадает, и заканчивается, когда ребенок начинает идентифицировать и связать себя со своим отцом и другими мужчинами. После этого сексуальные инстинкты ребенка к матери начинают уменьшаться и в конечном счете подавляются. Фрейд также утверждал, что, для детей легче справиться с фаллической стадией, если их любят, лелеют и отношения с обоими родители уравновешенные.
5. Понятие либидо и сублимации
Либидо (в переводе означает – желание, страсть, влечение, похоть, стремление) является одним из основных понятий психоанализа, которые были разработаны З. Фрейдом. Короче говоря, либидо означает сексуальное влечение и половой инстинкт.
В общем понятии либидо – это своего рода энергия влечения ко всему, что подразумевается под понятием «любовь». Такая энергия выполняет главную роль в развитии человека как индивида.
Как правило, именно либидо является основой всего поведения, оно способно привести к получению удовольствия. Значительное смещение в развитии либидо может сопровождаться психическими расстройствами.
Фрейд использовал данное понятие не только для того, чтобы объяснить причины появления неврозов и психических расстройств, и для описания научной и творческой деятельности, а именно сублимации.
Сублимация либидо представляет собой сознательное или вынужденное перенаправление половой энергии на другую созидательную деятельность. Одухотворение и сублимация половой жизни является высшей формой проявления полового влечения.