Психоаналітична філософія З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:14, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении особенностей психоаналитической философии , рассмотрении аспектов психоанализа , ознакомлении с работами Зигмунда Фрейда и его последователей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1.Сведения о Зигмунде Фрейде………………………………………………….4
2.Основные понятия и идеи психоанализа……………………………………...5
3.Структура психики:"Оно", "Я", "сверх Я" и их взаимодействия …………..6
4.Эдипов комплекс.…………………………… ………………………….……...7
5.Понятия либидо и сублимации………………………………………………..8
6.Тотем и табу……………………………………………………………………..9
7.Эрос и Танатос………………………………………………………………....11
8. Неофрейдизм…………………………………………………………………..12
8.1.Комплекс неполноценности А.Адлера………………………………….…13
8.2. Архетипы К.Юнга…………………………………………………………..13
8.3. В.Райх как основатель фрейдомарксизма………………………………....15
8.4. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма…………………………..…16
Собственные выводы……………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………..……21

Файлы: 1 файл

реферат по философии,Кулиш Анна.docx

— 50.88 Кб (Скачать файл)

Как утверждал Фрейд, сублимация является процессом, который заключается в том, что половое влечение концентрируется на другой цели, которая далека от сексуального удовлетворения, при этом инстинкты преобразовываются в нравственную и социально приемлемую деятельность. Этим Фрейд объясняет появление религиозных культов, обрядов, появление общественных институтов, искусства, науки и развитие человечества в целом.

Снижение сексуального влечения путём сублимации, в основном переносится с лёгкостью даже при сравнительно долгом воздержании. Довольно сильное увлечение другой профессиональной деятельностью может перерасти в временное половое бессилие, но не стоит из-за этого расстраиваться, так как всё может снова наладиться при устранении задерживающего влияния той или иной работы.

Активная сублимация либидо может привести к снижению половой активности и резким её колебаниям, а также к появлению других психосоматических симптомов и депрессий.

6.Тотем и табу

Одной из главных задач З. Фрейд видел в применении своего метода к изучению психологии первобытных народов. Одни из главных тем книги - боязнь инцеста .Тема посвящена изучению многочисленных запретов на половые сношения, явление экзогамии. З. Фрейд выделяет следующие особенности:

  1. Более жёсткие наказания за нарушение запретов, вплоть до смертной казни;
  2. Отсутствие практических мотивов табу, его «немотивированность»;
  3. Характер наследственности. Если мужчина из одного клана женился на женщине (из другого), то все потомки принадлежали к клану матери (по мнению З. Фрейда именно эта форма, матриархат, была характерной для тех времен, когда возникла экзогамия), что исключает возможность инцеста, так как те, кто принадлежал к клану с одним тотемом, считались кровными родственниками.

Тотемизм:

Что же такое тотем? Чаще – животное, идущее в пищу, безвредное или опасное, внушающее страх, реже – растение или сила природы (дождь, вода), находящиеся в определенном отношении ко всей семье. Тотем считается праотцем всей семьи, кроме того, ангелом хранителем или помощником, предрекающим будущее и узнающим и милующим своих детей, даже если он, как правило опасен для других. Лица одного тотема связаны священным, в случае нарушения влекущим наказания обязательством не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса (или от другого доставляемого им наслаждения). Признак тотема не связан с отдельным животным или отдельным существом: он связан со всеми индивидами этого рода. Время от времени устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема.

В ходе рассмотрения страхов детей перед некоторыми животными, ученый приходит к выводу, что в их образе ребенок видит отца, своего соперника за любовь к матери. Такой вывод строится на определенных случаях из клинической практики, как, например, случай мальчика, который увидел собаку и сильно испугался. Начал кричать и умолять собаку его не трогать, говорил, что он будет себя хорошо вести и больше не будет играть на скрипке (онанировать). Это животное становится заместителем отца. Важную роль тут занимает теория Ч. Дарвина и работы Дж. Аткинсона, особенно их исследования о социальном устройстве высших приматов. Так, Аткинсон считал, что первоначальной формой общежития человека была «циклопическая семья», где был один самец и множество самок с детенышами. Молодые самцы изгонялись, и лишь после схватки (убийства) старшего самца один из них завладевал самками и детенышами.

 

З. Фрейд развивает эту теорию, на основании анализа ритуальных трапез, торжественного убийства тотемного животного, он пишет, что в определенный момент братья восстали против «отцовской орды», убили его и съели, но после утоления ненависти раскаялись, и по аналогии с эффектом «позднего послушания», запретили все, что им запрещал отец, договорившись не убивать и замещающего его животного.

Табу:

К проблеме табу Фрейд так же подошел со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни.

«Табу» полинезийское слово, которое трудно перевести, потому что у нас нет больше обозначаемого им понятия. Для нас значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный, с другой стороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом с табу связано представление чего-то, требующего осторожности, табу выражается, по существу в запрещениях и ограничениях.

Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Табу жестко регулирует все стороны жизни и господствует над ними.

7.Эрос и Танатос

Разрабатывать позиции первичных влечений З.Фрейд начал в работе «Я и Оно», в которой описал борьбу между инстинктом жизни и инстинктом смерти (эрос и танатос). Первоначально ученый рассматривал лишь сексуальные влечения, но позже пришел к выводу о формировании единства «инстинкта жизни» (Эрос) и «инстинкта смерти» (Танатос). На основе этих инстинктов строится вся жизнедеятельность человека.

Инстинкты находятся в постоянном взаимодействии и стремятся к достижению равновесия. Но инстинкт смерти пытается подавить Эрос, что в свою очередь приводит к дисбалансу. Эрос тоже проявляет свою активность, в результате чего противостояние усиливается.

В еще одной работе Фрейда «Недовольство культурой» жизнь описывается как взаимодействие и противодействие Эроса и инстинкта смерти. Поэтому агрессивные стремления является инстинктивной предрасположенностью.

Развитие культуры подчинено Эросу, поскольку либидозная связь способствует объединению людей в семьи, классы, племена, народы. Инстинкт жизни и смерти разделяют власть над  существующим миром. Агрессивность возникает внутри индивида и «выливается» во внешнюю среду, но она интроецируется и тем самым возвращается внутрь и попадает под управление Сверх-Я. Эта часть сознания притупляет агрессивность путем возникновения вины, тем самым ограничивая агрессивность.

Налагая на ребенка в раннем возрасте запреты, родители лишь усиливают агрессивные проявления для достижения влечений. Влечение к смерти связано с желанием свести жизнь к состоянию неживой материи. Стремление к деструкции присуще всем людям, но лишь пациенты с психологическими отклонениями воплощают разрушительные наклонности во внешней среде.

Проводя сравнительный анализ между Эросом и Танатосом, З. Фрейд пытался создать параллель между развитием личности и культурной сферы, а также более глубинно изучить проблемы социальной психологии для понимания перекрестных связей между человеком и обществом, культурой и социумом.

8. Неофрейдизм

Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями.

Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

8.1. Комплекс неполноценности А.Адлера

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых, это -развитие "социального чувства", социального интереса Развитое "социальное чувство" в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое "неразвитое социальное чувство", которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

8.2. Архетипы К.Юнга

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами.

Архетипы Юнга:

  1. Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчине. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщине и мужчине присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, если они не желают иметь односторонний рост.
  2. Персона. С латинского это слово переводится как «маска», что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона – это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение «маски» помогает людям взаимодействовать.
  3. Тень. Этот архетип связан с подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.
  4. Самость. Карл Юнг относил этот архетип к самому важному из всех выделенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
  5. Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
  6. Бог. Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.

8.3. В.Райх как  основатель фрейдомарксизма

Фрейдомарксизм — общее обозначение различных течений, стремящихся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствующиеся разнообразными идеями, ориентациями и принципами. Особенно типичны стремления к объединению на основе общности отдельных положений, объединению по принципу равновесной дополнительности, дополнению фрейдизма марксизмом или наоборот.

Основателем считается В. Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе. Сформировался фрейдомарксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в определенной мере — в Германии и США.

Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области воспитания сексуального. национальные меньшинств объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

Особую роль Райх отводит сексуальным влечениям и половым отношениям. Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом", отчуждается от него, "ввергается в состояние одиночества и изоляции".

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда".

Политические отношения также формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например, что господство одного человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм - в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".

8.4. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма

Фромм пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные  бессознательные  потребности,  находящиеся  в состоянии антагонизма:  потребность  в  укоренении  и  потребность  в индивидуализации. Если потребность в  укоренении  заставляет  человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.   Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления.

Информация о работе Психоаналітична філософія З.Фрейда