Психоаналітична філософія З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:14, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении особенностей психоаналитической философии , рассмотрении аспектов психоанализа , ознакомлении с работами Зигмунда Фрейда и его последователей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1.Сведения о Зигмунде Фрейде………………………………………………….4
2.Основные понятия и идеи психоанализа……………………………………...5
3.Структура психики:"Оно", "Я", "сверх Я" и их взаимодействия …………..6
4.Эдипов комплекс.…………………………… ………………………….……...7
5.Понятия либидо и сублимации………………………………………………..8
6.Тотем и табу……………………………………………………………………..9
7.Эрос и Танатос………………………………………………………………....11
8. Неофрейдизм…………………………………………………………………..12
8.1.Комплекс неполноценности А.Адлера………………………………….…13
8.2. Архетипы К.Юнга…………………………………………………………..13
8.3. В.Райх как основатель фрейдомарксизма………………………………....15
8.4. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма…………………………..…16
Собственные выводы……………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………..……21

Файлы: 1 файл

реферат по философии,Кулиш Анна.docx

— 50.88 Кб (Скачать файл)

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации,  скажем, с политическим деятелем,  который  обещает  надежность,  стабильность  и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и приход фашизма, свидетелем которого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.   Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь  в самом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на  укорененность. В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и  потребности  в  укорененности,  примиряет  их  и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое  общество  – "гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.  Фромм также говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх  одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем.   Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать  свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность  и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и напряженности человека.   Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самими собой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а потому они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу иметь. Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственные выводы

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны.

Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре.

Во-вторых, фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. Это можно проследить в работах Карла Юнга, Эриха Фромма, В.Райха и т.д.  Своими смелыми новаторскими мыслями Фрейд совершил особую революцию в умах человечества.

В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Можно с полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ .

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

Зигмунд Фрейд оставил огромное наследие, множество идей и домыслов насчет природы человека. Он показал, насколько важным для психики человека есть секс, удовлетворение либидо, раскрыл значимость символов и знаков в жизни человека, растолковал знаки в сновидениях, речи человека.

Он повлиял на культуру, сделал ее более раскрепощенной, вдохновил творцов. Он повлиял медицину, психологию, общество, философию. Его идеи изменили мир, и мы ощущаем это по сей день.

Работы Фрейда о невротических заболеваниях как о следствии влияния табу и архетипов на психику человека, заставляет задуматься о воспитании детей.

Одно из основных достижений Фрейда – структурная модель психики человека(состоит из трех элементов : Оно, Я, и Сверх-Я)

Другое достижение - психосексуальные фазы развития человека. В наиболее общем смысле под термином «психосексуальное развитие» понимается «движение ребёнка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола». Психосексуальное развитие чрезвычайно важно для становления личности — именно в ходе прохождения всех его этапов закладываются предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем. Фрейдом было выделено пять таких стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная

Основой для всей психоаналитической теории Фрейда является концепция Эдипова комплекса, а так же влияния бессознательного на психику человека.

Также огромным вкладом З.Фрейда в науку является так называемое толкование сновидений. Толкование сновидений — это процесс раскрытия смысла и значения снов, направленный на расшифровку их бессознательного содержания. Согласно представлению Фрейда, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе человека, о чём сам сновидец не догадывается; таким образом, индивид никогда не осознаёт истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго, 1991 г.

2.Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политическая литература, 1990 г.

3.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990

4.  Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред.

М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

5.Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос,1998. 6.Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.

 

 

 

 


Информация о работе Психоаналітична філософія З.Фрейда