Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы сводится к тому, чтобы изучить сущность психологической теории права Л.И. Петражицкого, рассмотреть выделяемые им виды права, а также проанализировать критику известных юристов того времени психологической концепции права Л.И. Петражицкого.
Объектом исследования являются философские взгляды мыслителя на существо права с позиции его психологической интерпретации, взгляды на соотношение права и нравственности в психологической теории. Предметом исследования является философия психологической теории права Л.И. Петражицкого в философии права.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3

Глава.1. Понятие и общая характеристика психологической теории права Л.И. Петражицкого................................................................................................5
Глава 2. Деление права на интуитивное и позитивное .....................................11
Глава 3. Критика психологической концепции права Л.И. Петражицкого.....18

Заключение .................................................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая иппу.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра Истории государства  и права

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений»

 

 

Студентка 5 курса 504 группы

Института прокуратуры

Грушина М.А.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО

(КУРСОВАЯ РАБОТА)

 

 

 

Научный руководитель:

доцент, к.ю.н. кафедры «Истории государства и права»

Лядащева-Ильичева М.Н.

 

 

 

Саратов - 2013

Оглавление

Введение.................................................................................................................3 
 
Глава.1. Понятие и общая характеристика психологической теории права Л.И. Петражицкого................................................................................................5 
Глава 2. Деление права на интуитивное и позитивное .....................................11 
Глава 3. Критика психологической концепции права Л.И. Петражицкого.....18 
 
Заключение .................................................................................................................................27 
Список использованной литературы...................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В научной литературе вполне оправданно обращается внимание на то, что при рассмотрении проблем  происхождения государства и  права не следует смешивать два  весьма сходных между собой, но в  то же время не идентичных вопроса, а именно – вопрос о закономерностях  образования государства и права  с вопросом о причинах их возникновения1.

На основе анализа условий  и причин, вызывающих необходимость  возникновения государства и  права и фактически порождающих  их, разрабатываются различные учения о происхождении государства  и права, а также создаются  соответствующие теории2.

Среди множества  социологических теорий, появлявшихся в России конца ХIX - начала ХХ вв., концепция Л. И. Петражицкого, профессора юридического факультета Петербургского университета, выделялась своей необычностью и неоднозначностью.  Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональной теорией» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что философия  права составляет мировоззренческое  и методологическое основание теории права, формируя правовую культуру личности, общества, народа. Этим и определяется ее практическое значение. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Основная цель данной курсовой работы сводится к тому, чтобы  изучить сущность психологической  теории права Л.И. Петражицкого, рассмотреть выделяемые им виды права, а также проанализировать критику известных юристов того времени психологической концепции права Л.И. Петражицкого.

Объектом исследования являются философские взгляды мыслителя  на существо права с позиции его  психологической интерпретации, взгляды  на соотношение права и нравственности в психологической теории. Предметом  исследования является философия психологической  теории права Л.И. Петражицкого в философии права.

Теоретико-методологической основой  курсовой работы послужили некоторые учебные пособия отечественных авторов,  материалы периодической печати и методические указания.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие и общая  характеристика психологической  теории права Л.И. Петражицкого

 

Психологическая теория права сформировалась в рамках социологической позитивистской юриспруденции. Появление ее тесно  связано со становлением во второй половине XIX в. на базе экспериментальной психологии самостоятельной науки психологии, отдельные положения которой стали пользоваться в ряде дисциплин, в том числе юриспруденции. Психологическая теория возникла на рубеже XIX и XX столетий. Одним из видных представителей ее был Л.И. Петражицкий3.

 

В формировании теории  права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.

«Первый период (с  1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.

Второй период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».

Третий период (1905 - 1909 гг.) характеризуется построением  целостной системы юридических  понятий на основе методологии, разработанной  в предшествующие годы.  Все это  вылилось в двухтомный труд «Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности», опубликование  которого стало крупным научным  событием того времени не только в  русской, но и в европейской литературе»4.

В освещении правовых явлений и самой природы права  Л.И. Петражицкий в методологическом и философском отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.

Различая миры физический и духовный, Л.И. Петражицкий считал, что источник права следует искать в мире духовном, конкретно, в психике человека. Право – это психический феномен, изучать который можно наблюдая и обобщая свой или других психический опыт5.

«Интерпретация права  с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц»6.

Психика индивида – сложнейший мир, где ведущую роль играют эмоции. Эмоции, во-первых, основные двигатели человеческих действий. Во-вторых они выполняют функцию контакта с внешним миром. Общаясь, индивид дает оценку действиям других: положительную или негативную. Оценочная деятельность предстает в виде эмоциональных переживаний. Они-то и составляют психический опыт человека.

Эмоции служат главным  побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать  поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали – это внутренние императивы.  «Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.  Совершенно иное дело – правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам – как наше добро – долг другого лица». Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер»7.

Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Теория Петражицкого безгранично расширила понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях.  Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. «В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: «Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом». На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол»8.

Л.И. Петражицкий предложил философию права разделить на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Он ввел понятие «политика права», которое актуально и по сегодняшний день. Под политикой права он понимал план постепенных государственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу за право, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан.

Цель политики права - служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путем научной, методической и систематической разработки существующих проблем. Политика права – условие  гармоничного развития общества.

Основную задачу политики права Петражицкий видел, прежде всего,  в устранении «злокачественных» видов как интуитивного, так и позитивного права путем формирования «внешних авторитетов» - нормативных фактов: норм, видов социального поведения. Нормативные факты должны воздействовать на психику индивидов для создания в обществе желательной системы эмоций (права), вызывающих, в свою очередь, надлежащее поведение.

Чрезвычайно важна  одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политики права - вопрос о правовом воспитании, о правовой педагогике. Л.И. Петражицкий выдвинул принцип целостного формирования личности, начиная с детского возраста. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии... Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним»9.

Л.И. Петражицкий уделял чрезвычайно важную роль семье в области правового воспитания: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение»10.

Воспитание посредством  подавления личности ребенка, при котором  ему не выделяется хотя бы малая  сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне яcно ему было одно: главенствующее положение в правой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

Таким образом, идея создания политики права в работах  Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Обоснование правовой политики как психологической и юридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи в развитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деление права  на интуитивное и позитивное

Л.И. Петражицкий различал интуитивное и позитивное право. Развитие  интуитивного  и  позитивного  права  определяется  в  общих  и  основных  чертах  действием  одних  и  тех  же  социально-психических  процессов,  действующих  по  одним  и  тем  же  законам,  и  лишь  в  связи  со  специфическими  различиями  интеллектуального  состава  интуитивного   и  позитивного   права  получаются  частично  различные  результаты  развития,  разные частные,  по  большей  части  несущественные,  различия  по  содержанию.

В отношении интуитивного права важно помнить, что оно  в психологической теории не является идеальным (ибо может быть варварским, отсталым более разумным, чем позитивное право) или желаемым правом. Интуитивное  право – одно из «первичных» проявлений психического опыта индивида. Это  «императивно-атрибутивное переживание» поступков людей, позитивного права  с точки зрения справедливости как  высшего критерия11.

Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого