Развитие диалектических идей в философии Карла Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Исходя из этого, целью данного реферата является изучение основных положений материалистической диалектики К. Маркса и выработка собственного отношения к ней, на основе рассмотренных фактов. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
рассмотреть исторические условия и политические предпосылки возникновения марксистской философии;
оценить значение идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля, для формирования научных взглядов К. Маркса;
изучить содержание материалистической диалектики как учения о развитии и всеобщей связи материального мира;
исследовать основные законы материалистической диалектики, описывающие развитие объектов материального мира.

Файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Нижегородский институт управления

Факультет очного обучения

 

Кафедра философии и политологии

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Философия

на тему: «Развитие диалектических идей в философии Карла Маркса.»

 

 

 

Выполнил:

студент группы Юб-321

Тонков А. В.

Проверил:

д. ф. н., профессор

Пернацкий В. И.

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011г.

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В 2008 году философское  сообщество отмечало сразу две даты, связанные с именем Карла Генриха  Маркса (1818 – 1883гг.) – одного из величайших мыслителей не только XIX века, но и всей истории человеческой мысли, которая не ограничивается рамками собственно философии. 14 марта 2008 года – 125 лет со дня смерти, 5 мая 2008 года – 190 лет со дня рождения.

Давно прошли годы, когда  диамат и истмат являлись основой  для всей обществоведческой науки в нашем государстве, да и не только в нашем. И сейчас, во времена мировоззренческого плюрализма и равенства всех философских школ, с неимоверной силой разгорелись дискуссии в научном - философском в частности - сообществах о значении научных достижений К. Маркса, о роли его диалектического учения в развитии философии XXI века.

Актуальность данной работы основывается на том, что в  условия существующих противоречивых взглядов на философию К. Маркса, детальное  ее рассмотрение позволит сформировать собственное аргументированное отношение к ней и оценить взгляды  различных современных философов на данную проблематику.

Исходя из этого, целью  данного реферата является изучение основных положений материалистической диалектики К. Маркса и выработка  собственного отношения к ней, на основе рассмотренных фактов. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:

  • рассмотреть исторические условия и политические предпосылки возникновения марксистской философии;
  • оценить значение идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля, для формирования научных взглядов К. Маркса;
  • изучить содержание материалистической диалектики как учения о развитии и всеобщей связи материального мира;
  • исследовать основные законы материалистической диалектики, описывающие развитие объектов материального мира.

В ходе разрешения поставленной цели были изучены и проанализированы следующие источники: статья К. Н. Лобутина и П. В. Кондрашова «Значение философии Карла Маркса сегодня», в которой они дают современную оценку философии К. Маркса; научные работы В. И. Светлова «Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса», рассматривающую условия формирования философских взглядов К. Маркса; В. И. Афанасьева «Основы марксистской философии»; М. М. Розенталя «История марксистской диалектики» и А. И. Ракитова «Марксистско – ленинская философия», описывающие основное содержание диалектики К. Маркса и ее законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Возникновение и развитие философии Карла Маркса.

 1.1. Исторические условия и предпосылки возникно- вения и развития марксистской  философии.

Первая половина XIX века в Западной Европе характеризовалась бурным развитием «классического» капитализма в Англии, утверждением капиталистических отношений во Франции и крайним отставанием капиталистического развития на родине Карла Маркса – в Германии.1

Правда, по сравнению  с первыми десятилетиями XIX века Германия в 40 – х гг. этого столетия сделала существенный шаг в развитии национальной экономики  и хозяйственных отношений. Но все – таки Германия, в отличие Англии, в которой господствовало машинное производство, находилась на стадии мануфактуры, и в целом являлась экономически отсталой страной.2

Разница в экономическом способе производства Англии и Германии обусловила их отличие и на политической сцене. В Англии, вместе с развитием капиталистической промышленности на политическую арену выходит промышленная буржуазия, которая начинает занимать ведущее положение в политической жизни английского общества. Совершенно иное положение дел было в Германии. В первую очередь следует отметить, что Германия представляла собой совокупность карликовых немецких государств. Мелкие князьки и помещики – юнкера задавали тон в политической жизни разрозненной Германии. Кроме того немецкая буржуазия не представляла из себя сколь – нибудь значимой политической силы.3

Существовавшая в то время в Германии социально – политическая ситуация, повлияла на формирование философских взглядов К. Маркса. В подтверждение этому приводятся свидетельства о том, что он активно исследовал опыт рабочего движения в период революции 1848 – 1849гг. В пролетариате Маркс увидел особый прогрессивный класс, призванием которого является совершенствование существующего общественного строя.

Не менее значительную и важную роль в формировании философско - мировоззенческих взглядов К. Маркса сыграло невероятное по скорости и количеству научных открытий развитие естественнонаучной мысли.

Естествознание в XIX веке перестает быть просто наукой, собирающей факты, исследующей отдельные вещи, а превращается в науку теоретическую, пытающуюся объяснить эти факты, установить связь между ними.4

На смену метафизике в естествознание приходят диалектические идеи единства и развития мира. Первую брешь в метафизическом воззрении пробил И. Кант, который своей космогонистической теорией показал, что Земля и Солнечная система не вечны, а результат длительного развития материи. Что впоследствии было доказано на последующих этапах развития астрономии и астрофизики.5

Особенно большое значение в формировании и обосновании  диалектико – материалистических взглядов К. Маркса имели три великих открытия в естествознании: открытие закона сохранения и превращения энергии, учение о клеточном строении живых организмов и эволюционная теория Ч. Дарвина.6

Закон сохранения и превращения  энергии, открытие которого является результатом усилий нашего соотечественника Ломоносова, немецкого ученого Майера и английского физика Джоуля, представляет убедительное свидетельство материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи и движения. Вместе с тем этот закон говорит, что материя и движение качественно многообразны, изменчивы и способны превращаться из одних форм в другие.7

Учение о клеточном  строении живой ткани, созданное  немецкими учеными Шлейденом  и Шванном, показало, что основой  всякого более или менее сложного организма является материальное начало – клетка. Показав, что клетка способна к изменению, они открыли правильный путь к пониманию развития организмов.8

Великий английский естествоиспытатель Ч. Дарвин, создав эволюционную теорию, положил конец воззрению на виды растений и животных как на случайные, ничем не связанные, богом созданные и не изменяемые. Дарвин доказал, что сложные, высшие организмы образовались из простых, низших, причем не по воле бога, а в силу действия законов естественного отбора, присущих самой природе. Он показал также, что и человек – продукт природы, результат длительной эволюции живой материи.9

Данные открытия подтверждали впоследствии выдвинутую К. Марком основную идею материалистической диалектики –  идею всеобщего развития материи, перехода от низшего к высшему, от простого к сложному. Бесспорным является тот факт, что развитие естествознания в XIX веке сыграло серьезное значение в формировании диалектико – материалистических взглядов К.Маркса.

1.2. Переработка К. Марксом идеалистической диалектики Г.В.Ф. Гегеля.

Философия является древнейшей из наук. Истоки ее возникновения уходят в глубину истории человечества. За многие тысячелетия существования  человеческого общества, возникло множество  философских учений, школ и направлений. Марксистская философия, как и большинство иных философских течений, представляет собой стройную систему взглядов на мир в целом, на законы его развития, основы и сущность бытия, методы их познания.

Диалектика К. Маркса вобрала в себя в переработанном и критически переосмысленном виде все ценное и великое, что было создано развитием философии. В первой же своей философской работе – докторской диссертации – К. Маркс самым внимательным образом анализирует взгляды древнегреческих материалистов Демокрита и Эпикура, диалектиков - Гераклита Эфесского и Аристотеля. 10

Кроме того К. Маркс самым  внимательным образом изучал всю  предшествующую ему западноевропейскую философию, в том числе английскую и французскую материалистическую философию (Бэкона, Гоббса, Локка, Ламетри, Гельвеция, Гольбаха, Дидро и других), социально – утопистские взгляды Сен – Симона, Фурье.11

Первостепенное значение для выяснения процесса возникновения  и формирования материалистической диалектики имеет исследование ее отношения  к диалектике Г. Гегеля. Это объясняется не только тем, что Гегель был непосредственным предшественником К. Маркса и основоположник марксизма вышел из гегелевской школы младогегельянцев. Самое существенное  здесь то, что диалектика Г. Гегеля была последним словом развития всего диалектического мировоззрения в домарксовский период.12

Г. Гегелю принадлежит  огромная заслуга в разработке диалектики как систематического учения. В истории  философии он был первым, кто с  таким размахом и энциклопедичностью подошел к решению этой задачи. Сам К. Маркс неоднократно отмечал эту заслугу Г. Гегеля.13 Достаточно вспомнить следующие слова К. Маркса: «Он (Г. Гегель. прим .автора) первым дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее (диалектики прим .автора) всеобщих форм движения».14

В зрелую пору своего развития, когда у К. Маркса уже сформировалось свое учение, воздавая должное гегелевской диалектики он отмечал, что у Г. Гегеля диалектика стоит на голове, необходимо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой идеализма рациональное звено. Осознание негодности идеалистической диалектики в качестве инструмента теоретического мышления  и преобразования действительности явилось у К. Маркса в итоге столкновения с реальной жизнью, убедившего его, что именно в ней, а не в абстрактном духе необходимо искать и находить истинные корни диалектики как движущей силы всего развития.15

Прежде всего К. Маркс  подвергает глубокой критике мистицизм  философии Г. Гегеля. Критикуя гегелевское  понимание государства он доказывает несостоятельность некоторых идей идеалистической диалектики.  Вместо того, чтобы исходить из реального государства и из его сущности дедуцировать его развитие Г. Гегель ставит все на голову. Сначала, согласно его концепции, существует идея, понятие государства и она своей деятельностью порождает эмпирическое государство. «Он (Г. Гегель прим. автора.) развивает свою мысль не из предмета, а конструирует свой предмет по образу мышления. Задача Гегеля состоит не в том, чтобы развить данную, определенную идею политического строя, а в том, чтобы политический строй поставить в отношение к абстрактной идее, сделать его звеном в цепи развития идеи, что представляет собой явную мистификацию».16

Из этого проистекают  и дальнейшие мистификации – государство  порождает семью и гражданское  общество, в то время как в действительности, доказывает К. Маркс, все обстоит наоборот: государство возникает из множества, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества.17

К. Маркс явственно  прокладывает пути к материалистическому  пониманию развития общества, что имеет первостепенное значение для перехода на позиции материалистической диалектики. Положение о том, что государство имеет свои предпосылки в гражданском обществе, означает, что оно не плод человеческого разума, как предполагал К. Маркс в период младогегельянства, а результат выражения определенных материальных интересов.18

Отсюда проистекает  и новая марксовская формула диалектического развития: развитие есть не  саморазвитие идеи, а саморазвитие, самодвижение самой реальной действительности. Этим К. Маркс подводит под учение о диалектике новый, материалистический фундамент, коренным образом изменяющий ее характер.

 

 

 

II. Марксистская диалектика как учение о развитии и всеобщей связи.

2.1. Материалистическая диалектика – философское учение о развитии.

Диалектика как философская  теория развития возникла и сложилась  не сразу. Как свидетельствует изучение древних культур народов, задержавшихся  на доклассовом этапе развития у  них нет сложившихся представлений и понятий о развитии. Впервые глубокие и серьезные представления о развитии как особой форме движения возникли в Древней Греции. Все течет, все изменяется, утверждал Гераклит Эфесский. Мысль о всеобщей изменчивости и обновлении отражает быстрые социальные изменения, современником которых был Гераклит.19

Развитие диалектических идей проходит через всю историю развития западноевропейской философии.  Достижением же философии  К. Маркса заключается в том, что  он поставил диалектику на материалистическую основу и стал рассматривать развитие как всеобщую и универсальную форму движения, присущую природе, обществу и мышлению.20

Материалистическая диалектика,  как было выше сказано, рассматривает  мир в постоянном движении, изменении, развитии. В том, что все предметы и явления мира не остаются неизменными, нас убеждает повседневный опыт, развитие науки и общественно – исторической практики. Все в мире развивается. Многочисленные тела Вселенной, Солнечная система, Земля и все что на ней находится – результат длительного развития материи. В процессе эволюции материального мира возник и человек – самое совершенное из существ природы.21

Информация о работе Развитие диалектических идей в философии Карла Маркса