Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:24, реферат
Исходя из этого, целью данного реферата является изучение основных положений материалистической диалектики К. Маркса и выработка собственного отношения к ней, на основе рассмотренных фактов. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
рассмотреть исторические условия и политические предпосылки возникновения марксистской философии;
оценить значение идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля, для формирования научных взглядов К. Маркса;
изучить содержание материалистической диалектики как учения о развитии и всеобщей связи материального мира;
исследовать основные законы материалистической диалектики, описывающие развитие объектов материального мира.
Развивается и человеческое общество, о чем особенно наглядно свидетельствует наш век – век величайшего исторического прогресса, невиданных общественных преобразований. На наших глазах совершается величайшая революция в науке и технике. Человек проник в глубины атома и заставил служить себе его могучие силы. Перед всесилием разума человека отступают бескрайние космические просторы. Отражая развитие материального мира, изменяется и сознание людей, их идеи, теории, взгляды. Постоянное развитие, переход предметов и явлений из одного состояния в другое, смена их друг другом представляют, таким образом, важнейшую особенность материального мира. Поэтому для познания предметов и явлений необходимо прежде всего изучать их постоянное изменение, развитие.22
Изучение общей картины
Развитие материального мира представляет
собой бесконечный процесс
2.2. Материалистическая диалектика – философское учение о всеобщей связи.
Материальный мир не только развивающееся, но и связное, единое целое. Все его предметы и явления развиваются не сами по себе, не изолированно, а в неразрывной связи, в единстве с другими предметами и явлениями. Каждый из них воздействует на другие предметы и явления и сам испытывает на себе их ответное влияние. Сложной цепью взаимодействия связаны живые организмы: отдельные растения, а так же животные образуют виды, виды объединяются в роды, классы и т. д. Организмы связаны не только между собой, но и с окружающей их средой, из которой они получают необходимые питательные вещества и энергию.25
Человек связан с природой
посредством материального
Какие же связи изучает марксистская диалектика? Марксистская диалектика изучает не все, а только наиболее общие связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. К числу этих связей относятся: прямые и косвенные, внутренние и внешние, существенные и несущественные. Если два и более предмета связаны друг с другом непосредственно, то между ними налицо прямая связь. Если же предметы связаны через какие – либо промежуточные звенья, то связь между ними имеет косвенный характер. Внутренние связи – это связи сторон, элементов, свойств данного явления. Связи же последнего с другими, окружающими его, носят уже внешний характер.27
По своей значимости связи не одинаковы: одни из них играют важную роль в развитии данного процесса, другие менее важны, а третьи не имеют сколько – нибудь существенного значения для течения этого процесса. Связи, которые особенно важны для данного явления называются существенными. Все же остальные связи, не являющиеся определяющими, относятся к несущественным.28
Познание существенных связей имеет огромное значение: раскрывая эти связи, люди открывают законы объективного мира. В объективном мире действует множество законов. Законы любой области действительности имеют некоторые общие черты, которые и охватывает философское понятие закона. Прежде всего закон представляет собой отношение, связь между развивающимися предметами или сторонами этих предметов, связь не всякая, а лишь устойчивая и повторяющаяся, присущая не одному предмету, а их группе. Другая важная черта закона состоит в том, что он представляет не всякие повторяющиеся связи, а только те из них, которые имеют необходимый и существенный характер. Итак, закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира.29
III. Основные законы материалистической диалектики.
3.1. Закон борьбы и единства противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей – суть, ядро диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительной причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет большое значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки.30
Прежде чем говорить о самом законе единства и борьбы противоположностей, посмотрим, как же понимает марксистская диалектика «противоположность», «единство» противоположностей. Противоположности и есть те стороны, свойства, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Взаимосвязь, отношение этих сторон составляет единство противоположностей. Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга не мыслимы.31
Итак, предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосуществуют ли противоположности в этом единстве мирно или вступают в противоречия, в борьбу друг с другом?
Развитие самых различных
предметов и явлений
В мире существует множество
самых разнообразных
Внутренние противоречия – взаимодействие, борьба противоположных сторон данного предмета. Внешние противоречия – противоречивое отношение данного предмета с окружающей его средой, с предметами этой среды. Антагонистические противоречия – противоречия между классами, интересы которых непримиримо враждебны. Важнейший признак этих противоречий состоит в том, что их невозможно разрешить в рамках того общественного строя, для которого они типичны. Неантагонистические противоречия – противоречия таких классов и общественных групп, коренные, главные интересы которых совпадают. Эти противоречия постепенно преодолеваются. Главные противоречия играют решающую, ведущую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия. Большое значение в развитии имеют и неглавные противоречия. Они могут или ускорять развитие, или наоборот замедлять его. В действительности все противоречия переплетаются между собой, переходят друг в друга, играют различную роль в развитии.33
3.2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других и есть его качество. Кроме определенного качества, каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества, количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины и объема и прочее. Как правило количество выражается числом. Количество и качество едины, поскольку они представляют стороны одного и того же предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера – своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой.34
Изменение количества в
известных пределах не приводит к
изменению качественного
Переход количественных изменений в качественные – всеобщий закон развития материального мира. Всем предметам и явлениям свойственны количественные и качественные определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны, причем в процессе развития незаметны, постепенные количественные изменения переходят в коренные, качественные. Такова суть диалектического закона перехода количественных изменений в качественные.
3.3. Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и какого его место в развитии.
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого и возникновение нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием. Термин «отрицание» в философию ввел Г. Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, посредством отрицания развивается лишь идея, мысль. К. Маркс, сохранив термин «отрицание», истолковал его материалистически. Он показал, что отрицание представляет неотъемлемый момент развития самой материальной действительности.37
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно – результат его собственного внутреннего развития. Предметы и явления противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.38
Диалектика и метафизика по - разному понимают вопрос о сущности отрицания. Метафизика понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого. Марксистская диалектика вскрывает подлинную сущность диалектического отрицания. Для нее, указывал В. И. Ленин, характерно не «голое», «зряшное» отрицание, а отрицание «как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного».
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, и другие признаки. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.39
Таким образом, для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе.
С возникновением нового и отрицанием старого развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым – новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечное преодоление старого новым.40
Закон отрицание отрицания характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней. Спиралеобразный характер развития присущ различным областям действительности. Примером спиралеобразного развития может послужить развитие ячменного зерна: из попавшего в благоприятные условия зерна, вырастает стебель, представляющий отрицание зерна. Затем на стебле вырастает колос с новыми зернами. Новые зерна отрицают теперь уже стебель, они – отрицание отрицания. Вместе с этим происходит известный возврат к исходному пункту – зерну, но на новой основе. Выросшие зерна отличаются от посаженного не только количественно (из одного стало 10 - 20), но зачастую и по своим свойствам.41
Информация о работе Развитие диалектических идей в философии Карла Маркса