Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:24, реферат
Исходя из этого, целью данного реферата является изучение основных положений материалистической диалектики К. Маркса и выработка собственного отношения к ней, на основе рассмотренных фактов. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
рассмотреть исторические условия и политические предпосылки возникновения марксистской философии;
оценить значение идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля, для формирования научных взглядов К. Маркса;
изучить содержание материалистической диалектики как учения о развитии и всеобщей связи материального мира;
исследовать основные законы материалистической диалектики, описывающие развитие объектов материального мира.
Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших. Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.
В данной главе мы рассмотрели основные законы материалистической диалектики. Эти законы дают объяснение всеобщего движения и развития в материальном мире, показывают его источники, движущие мотивы, заключающиеся во внутренних противоречиях. Они раскрывают скачкообразный характер развития, поступательное, прогрессивное направление его, причем указывают, что прогресс материальной действительности осуществляется на основе постоянной замены, отрицания новым старого.
Заключение.
В процессе проведения исследовательской работы была достигнута поставленная цель и разрешены сформулированные задачи. А именно, были рассмотрены исторические и социально – политические условия, в которых развивалась марксовская диалектика, оценено значение и выявлено место идеалистической диалектики Г. Гегеля в философском учении К. Маркса, рассмотрено содержание марксистской диалектики, как учения о развитии и взаимосвязи предметов материального мира, раскрыто содержание основных законов диалектики, дающих обоснование развития, как важнейшей существования материальных объектов.
Необходимо отметить, что материалистическая диалектика представляет собой стройную совокупность элементов, структурно – функционально связанных между собой, и представляющих единое целое, то есть систему. Все составные части этой системы составляют тотальность, сквозь призму отдельных элементов которой можно в разных ракурсах увидеть как все другие элементы, так и всю систему в целом.42
Большинство же современных философских школ сознательно продуцируют антисистемность и антиконцептуальность. Например, постмодернисты не замечают, что если из философии и науке вообще убрать систематичность и превратить ее в бессвязные совокупности, то систематичность исчезнет и из человеческой практики. Философия К. Маркса играет сегодня роль почти единственного ориентира для создания широкого систематического базиса современной науки.43
Особую актуальность философия К. Маркса имеет в сфере образования. Философское образование сегодня превратилось в просто бессвязное перечисление философских учений без их критического анализа. В данной ситуации философия теряет свои наиболее важные функции – мировоззренческую и методоло- гическую. Почти ни один из современных учебников по философии для ВУЗов не имеет четко сформулированной мировоззренческой позиции, а представляет собой набор рассуждений, взятых из разных источников. Отсюда вырастает и неспособность современного студента мыслить критически. Систематическую философию в виде учебного пособия можно создать не только на марксистской основе, но и на любой другой, потому как в современной образовательной системе доминирует превратное отношение к марксизму.44
В прежние времена
марксизм, не смотря на свою «обязаловку»,
играл весьма положительную роль
в среднем и высшем образовании,
так как он представлял людям
возможность сформировать собственное
действительно системное научно
Итак, мы видим, что философия К. Маркса не устарела сегодня, более того, марксистские исследования, ориентированные на системность, научность и методологию материалистической диалектики могут дать ориентиры для выхода из кризиса в котором оказалась сегодня российская и мировая философская мысль.
Список литературы.
1 Светлов В. И. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса.- М. : Издательство. 1946.- с. 8.
2 Там же.- с. 8.
3 Светлов В. И. Указ. Соч.- с. 8 – 9.
4 Афанасьев В. Г. Основы марксистской философии.- М. : Издательство социально – экономической литературы. 1960.- с. 38.
5 Там же.- с. 38.
6 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 39.
7 Там же.- с. 39.
8 Там же.- с. 39.
9 Там же.- с. 39.
10 Розенталь М. М. История марксистской диалектики.- М. : Мысль. 1971.- с. 11.
11 Светлов В. И. Указ. Соч.- с. 11.
12 Розенталь М. М. Указ. Соч.- с. 12.
13 Там же.- с. 12.
14 Цит. по : Там же.- с. 12.
15 Там же.- с. 13.
16 Цит. по : Розенталь М. М. Указ. Соч.- с. 22.
17 Там же.- с. 22.
18 Там же.- с. 23.
19 Ракитов А. И. Марксистско – ленинская философия.- М. : Издательство политической литературы. 1988.- с. 271.
20 Там же.- с 271.
21 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 79.
22 Там же.- с. 80.
23 Там же.- с. 80.
24 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 82.
25 Там же.- с. 83.
26 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 84.
27 Там же.- с. 84.
28 Там же.- с. 85.
29 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 86.
30 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 89.
31 Там же.- с. 91.
32 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 94.
33 Там же.- с. 100 – 101.
34 Афанасьев В. Г. Указ. Соч.- с. 106.
35 Афанасьев В. Г. Указ. соч.- с. 106.
36 Там же.- с. 106.
37 Афанасьев В. Г. Указ. соч.- с. 117.
38 Там же.- с. 118.
39 Афанасьев В. Г. Указ. соч.- с. 119.
40 Афанасьев В. Г. Указ. соч.- с.119-120.
41 Там же.- с. 122.
42 Лобутин К. Н., Кондрашов П. В. Значение философии К. Маркса сегодня. // Философия и общество.- 2008. №3.- с.10.
43 Там же.- с. 10 – 11.
44 Лобутин К. Н., Кондрашов П. В. Указ. Соч.- с. 18 – 19.
45 Там же.- с. 19.
Информация о работе Развитие диалектических идей в философии Карла Маркса