Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:35, контрольная работа
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья, диктовалась основными догматами христианства, среди которых, наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики……………………….....4
2 Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения…………….9
3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики……………………….....4
2 Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения…………….9
3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике………………………………...12
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Введение
Без философии христианство ни при
каких условиях не смогло бы сформироваться
как религия высочайшего
Средневековье - это господство
религиозного мировоззрения,
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья, диктовалась основными догматами христианства, среди которых, наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". [1]
1Развитие средневековой философии от патристики до
схоластики
Духовное наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято называть "святыми отцами и учителями церкви".
Характерной особенностью средневекового
философского мышления, свойственного
патристике, является то, что мыслители
в целях подтверждения своих
идей обращаются к самому авторитетному
и древнему источнику — Библии.
Она рассматривается как полный
свод истин, сообщенных людям Богом.
Следовательно, важно уяснить смысл
библейских текстов, чтобы получить
ответы на философские вопросы.
Особенностью сочинений отцов церкви
периода патристики является то, что
в них наряду со знанием текстов
Священного писания отражено все
богатство и многообразие античной
философии. Это объясняется тем,
что создатели святоотеческой философской
литературы были образованнейшими людьми
своего времени. Патристикой была создана
традиция, которая нашла свое продолжение
в схоластике. Это предоставляет
возможность рассматривать
теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.
Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.
Решение основной проблемы отношения
человека к внешнему миру, к Богу
и другим людям требовало философского
анализа и других проблем. Существенной
здесь была проблема соотношения
знания и веры. Приоритет отдавался
вере. Однако и авторитет знания
был достаточно высок. При этом знание
часто рассматривалось как
Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.
Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.
Среди деятелей патристики
наибольшее влияние на
Августин, епископ гиппонский (354-430)
из позиций неоплатонизму впервые
изложил более или менее полную
систему христианского
Хотя у Августина есть свыше
десятка чисто философских
Средневековая философия так же вошла в историю мысли под именем схоластики. Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии. Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".
Эта философия развивалась
Развитию школьного
Во всех учебниках по истории
европейской философской мысли
после описания патристики излагается
история философии
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а наоборот подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.
- на низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи; сюда относятся неорганические - стихии и -минералы …
- на следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой поэтому присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения
- третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех уровнях форма по-разному преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее.[2]
- на последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа ,высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.
Конечно, в построенной Фомой Аквинским моделью есть какая-то логика, но его взгляды ограничивались теми знаниями, которыми владело человечество в XXIII веке.
Информация о работе Развитие средневековой философии от патристики до схоластики