Развитие средневековой философии от патристики до схоластики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья, диктовалась основными догматами христианства, среди которых, наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики……………………….....4

2 Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения…………….9

3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

готовая по философии.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Основные принципы религиозно - философского мышления и

              мировоззрения

 

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально  формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как  христианство приобретало все более  широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в  рациональном обосновании своих  догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое  истолкование.

Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две  разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

Если  античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Главенствующая идея его - идея Бога. Отсюда и основной принцип религиозно-философского теоретизирования - супранатурализм (от лат. супер - сверх и натура - природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа и космос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало - бог. От него целиком зависят и природа, и человек, и общество. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

Своеобразие философского мышления средневековья  заключалось в его тесной связи  с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли  приобрело религиозную форму.

Представление о реальном существовании  сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом  зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

Христианство принесло в философскую  среду идею линейности истории. История  движется вперед к Судному Дню. История  понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская философия стремится  осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.

Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания "чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее".

Стиль философского мышления средневековья  отличался традиционализмом. Для  средневекового философа любая форма  новаторства считалась признаком  гордыни, поэтому, максимально, исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

Философское мышление средневековья  было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

Философия средневековья - комментаторская  философия. В форме комментария  написана значительная часть средневековых  сочинений. Комментировалось главным  образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению  и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.

Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей  не анализ и критику текста, а  только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская  экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков - это философия текста.

Стиль философского мышления средневековья  отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли  до нас анонимными. Средневековый  философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени "христианской философии".

Философскому мышлению средневековья  был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные  мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями  богословских школ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения  к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.

Средневековая философия, в отличие  от античной, выделяет:

- бытие (существование) - экзистенцию;

- сущность - эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном  единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и  без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Базовые положения христианского  вероучения со временем приняли форму  основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не случайно средневековое мировоззрение - теоцентрично (от греч. теос - Бог).

Считалось, что мир сотворен Богом  не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением  которой на земле являлся Христос  в единстве Божественной и человеческой природы.

Поскольку Слово лежало в основании  творения и соответственно было общим  для всего сотворенного, то оно  предопределило рождение проблемы универсалий (от лат. universalia - всеобщее).

Проблема универсалий - это спор о соотношении отдельных вещей и общих понятий, спор о том, существует ли объективное содержание у общих понятий, или нет, и если существует, то в какой форме. Универсалии характеризуют роды или виды ("человек", "животное", "плод"). В споре проявились две тенденции: реализм (от лат. realis - реальный); номинализм (от лат. nomen - имя, наименование).

Крайние реалисты придерживались платоновского  учения об идеях, суть которого в том, что общее (идеи) существуют до единичных  вещей и вне их.

Крайние номиналисты утверждали, что  универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные  вещи, а универсалии - это имена вещей.

Согласно Платону, идея "стольности" существовала до конкретных столов и  существует вне их.[3]

Основной тезис номинализма  был сформулирован еще киником  Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют  реального существования и находятся  только в уме. Наряду с этими крайними позициями существовали и умеренные точки зрения. Например, Аристотель был умеренный реалистом. Аристотель утверждал, что универсалии существуют в единичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так, универсалия "справедливость" не обладает независимым существованием, но существует только в справедливых людях и справедливых обществах. Не существует общего понятия "дом" вне конкретных домов.

 

 

 

3 Номинализм и реализм: споры  в средневековой схоластике

 

Для средневековой философии очень  характерны два течения: реалисты и  номиналисты . В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным  значением этого слова. Под реализмом  подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии  существуют до вещей, представляя собой  мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать  сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена ; они не обладают никаким  самостоятельным существованием и  образуются нашим умом путем абстрагирования  некоторых признаков, общих для  целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так  считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и  т.д., но это уже излишне, так как  первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты  даже доказывали, что общие понятия  есть не более, чем звуки человеческого  голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).

Споры и публичные дискуссии  между реалистами и номиналистами  сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводили их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному из наиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он еще юношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом, широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословский рационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов.

Какие бы проблемы ни обсуждались  в средневековой схоластике, они  так или иначе были связаны  с вопросом о месте и роли универсалий  в структуре бытия и в процессе познания. "История средневековой  философии не может быть сведена  к истории спора о природе  универсалий. Спор о природе универсалий (общих понятий) велся на протяжении всего средневековья. Отправным  пунктом для дискуссии послужили  вопросы, поставленные Порфирием в  его "Введении" к "Категориям" Аристотеля: (1) Существуют ли роды и  виды самостоятельно или же только в мышлении? (2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или  бестелесные вещи? (3) Обладают ли они  в последнем случае отдельным  бытием или же существуют в телесных вещах? Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое  существование: до вещи, т.е. в Божественном интеллекте, в вещи и после вещи, в человеческом уме. В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализма сформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистической позиции представлено в доктрине Оккама.

Хотя главным пунктом разногласий  между реализмом, концептуализмом  и номинализмом был вопрос об онтологическом статусе универсалий: обладают они  реальным существованием или нет, фактически предметом обсуждения были все основные проблемы философии. Иначе не могло  и быть; ведь нельзя ответить на вопрос о статусе универсалий, не уяснив, что собой представляет реальность. И наоборот: поскольку бытие для средневековых схоластов - это бытие, увиденное сквозь призму логических структур, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих значениям единичных и общих понятий, является центральной проблемой онтологии. Поэтому, анализируя представления средневековых философов об онтологической структуре вещи, об акте творения, сообщающем бытие сотворенным вещам, об отличии бесконечного божественного бытия, от конечного бытия вещей, о соотношении формы и материи, сущности и существования, единичного и всеобщего, мы одновременно знакомились с их взглядами на природу универсалий. Но преимущественное внимание до сих пор уделялось онтологическому аспекту проблемы универсалий, а именно, их месту в структуре бытия. Остановимся теперь кратко на другом, теоретико-познавательном аспекте этой проблематики.

Реализм исходит из следующей очевидной  предпосылки. Всякое знание формулируется  в общих терминах, относящихся  ко многим вещам. Суждения типа "Сократ - человек" или "лошадь - животное", сформулированные с помощью общих понятий человек и животное, будут соответствовать реальности только в том случае, если в Сократе есть свойство человечности, а в лошади -- животности. Если же в реальности нет ничего кроме единичных вещей, то все суждения оказываются ложными, вводящими в заблуждение, поскольку в них утверждается наличие в вещах общих свойств или отношений. Поэтому необходимо предположить, что общее (универсалии) существует наряду с единичным, более того, предшествует существованию единичных вещей, определяя наличие в них тождественных свойств.

Но обоснование позиции реализма требует преодоления ряда трудностей. Некоторые из них уже отмечались. Например, если универсалии постулируются  в качестве исходных элементов онтологии, то почему мир состоит из единичных  вещей? И каким образом универсалии  могут быть причинами существования  индивидуальных субстанций (проблема индивидуализации)? Или, как род или  вид превращаются в признаки единичной  вещи? Появляется и затруднение теоретико-познавательного  характера. Если каждому значимому  слову в суждении соответствует  в реальности особая сущность, то любое  сущее, в котором можно выделить характеристики, обозначаемые разными  словами, оказывается не единым, а  составным. Отсутствие внутреннего  единства в материальных субстанциях  констатирует уже Боэций; всякая вещь "есть вот это и то, то есть соединение своих частей", объединенных чисто  внешним образом материей. Точно  так же трактовалась вещь и в последующей  схоластике: положение об отсутствии единства в телесных субстанциях  разделялось всеми средневековыми философами.

Информация о работе Развитие средневековой философии от патристики до схоластики