Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:35, контрольная работа
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья, диктовалась основными догматами христианства, среди которых, наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики……………………….....4
2 Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения…………….9
3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………………………..17
Проблема возникла при обсуждении
атрибутов бестелесных
Номинализм отвергает сам
Оккам, самый выдающийся представитель номинализма XIV в., отрицает существование универсалий или природ в Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидов оказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющих существования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, что истинным бытием обладают "смысловые атомы", схоластическая философия порождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид - иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.[4]
Заключение
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична : все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.
В этот период, благодаря философам, сформировалась христианская религия - её догматы, были приведены в определенную систему вероучения и мировоззрения церкви, появились такие христианские концепции религиозного вероучения как креационизм, иммортализм, экклесиология, христология и прочие. Так же были истолкованы и теоретически оправданы все элементы церковного христианского мировоззрения. В период патристики (II-VI вв.) закладываются основы христианской философии; ведется полемика с языческой философией и всевозможными ересями, в период схоластики (VII-XIV вв.) церковь укрепила свои позиции и христианство заняло исключительное место в жизни феодального общества. Формирование догматов было, в основном, закончено, и усилия схоластов были направлены на прояснение и систематизацию неизменных положений веры. Развитие схоластики шло, в основном, в рамках формально-логического упорядочивания положений веры в схемах аристотелевой логики.
Таким образом, исключая любое новаторство, придерживаясь традиций, полагаясь на авторитеты, философия была обращена к прошлому, к мнению, "чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее", и все же, благодаря реалистам и номеналистам, и спорам, которые выводили оппонентов за рамки теологии, обсуждались и общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки, развивалось логическое мышление и, конечно-же, философия.
Список использованных источников
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Республика, 2003 – 623с
2. История философии в кратком изложении Пер. с чеш. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995- 590
с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. - М.: Дашков и К, 2004.-
672 с.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
5. http://www.grandars.ru/
Информация о работе Развитие средневековой философии от патристики до схоластики