Развитие средневековой философии от патристики до схоластики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья, диктовалась основными догматами христианства, среди которых, наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики……………………….....4

2 Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения…………….9

3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

готовая по философии.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

Проблема возникла при обсуждении атрибутов бестелесных субстанций, таких, как человеческая душа. Всеми  признавалось различие между двумя способностями души - интеллектом и волей. Но как понимать это различие? Реальным различием в схоластике называлось различие вещей в отличие от чисто мысленного различия, производимого умом. Утверждение о реальном различии интеллекта и воли означало бы признание, что душа не есть единая бестелесная субстанция, но состоит из двух отдельных субстанций: интеллекта и воли. Это противоречило бы одной из главных теологических посылок -- положению о единстве человеческой души. Если же отрицать реальное различие интеллекта и воли, то за этими понятиями не будет ничего стоять в реальности: душа тогда должна рассматриваться как субстанция, в которой нельзя выделить различных способностей. Этот вывод противоречил бы представлению о душе, сложившемуся в философии со времен Платона и Аристотеля. Чтобы найти выход из создавшегося положения, необходимо было отказаться от одной из предпосылок реализма, гласящей, что каждому реально значимому понятию ума соответствует отдельная вещь - обособленная субстанция, существующая вне ума, сохранив в неприкосновенности другую: наличие соответствия между терминами суждения и структурой вещи.

Номинализм отвергает сам тезис. Он отрицает, что мир состоит из "атомов смысла" (аналогов общих  понятий), выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего, кроме  индивидов. Многие философы, в том  числе Дунс Скот, признавали, что  реально существуют только индивиды; но они признавали также, что в  конкретных вещах есть аспекты, оправдывающие  применение общих понятий: то, что  называется видом вещи, ее формой или  природой, неотделимо от вещи, является предпосылкой существования индивидуальных вещей. Номинализм считает невозможным "построить" индивидуальную субстанцию из "смысловых атомов".

Оккам, самый выдающийся представитель  номинализма XIV в., отрицает существование  универсалий или природ в Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидов оказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющих существования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, что истинным бытием обладают "смысловые атомы", схоластическая философия порождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид - иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.[4]

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав основные положения  философии средних веков, можно  сказать, что средневековая философия  в целом теоцентрична : все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через  него.

В этот период, благодаря философам, сформировалась христианская религия - её догматы, были приведены в определенную систему вероучения и мировоззрения  церкви, появились такие христианские концепции религиозного вероучения как креационизм, иммортализм, экклесиология, христология и прочие. Так же были истолкованы и теоретически оправданы  все элементы церковного христианского  мировоззрения. В период патристики (II-VI вв.) закладываются основы христианской философии; ведется полемика с языческой  философией и всевозможными ересями, в период схоластики (VII-XIV вв.) церковь  укрепила свои позиции и христианство заняло исключительное место в жизни  феодального общества. Формирование догматов было, в основном, закончено, и усилия схоластов были направлены на прояснение и систематизацию неизменных положений веры. Развитие схоластики шло, в основном, в рамках формально-логического  упорядочивания положений веры в  схемах аристотелевой логики.

Таким образом, исключая любое новаторство, придерживаясь традиций, полагаясь  на авторитеты, философия была обращена к прошлому, к мнению, "чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем  истиннее", и все же, благодаря реалистам и номеналистам, и спорам, которые выводили оппонентов за рамки теологии, обсуждались и общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки, развивалось логическое мышление и, конечно-же, философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Введение  в философию: Учеб. пособие для  вузов / Авт. колл.: Фролов И.  Т. и др. - 3-е изд.,

    перераб. и доп. - М.: Республика, 2003 – 623с

 

2. История  философии в кратком изложении  Пер. с чеш. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995- 590  

    с.

 

3. Балашов  Л. Е. Философия: Учебник. 2-я  редакция, с изм. и доп. - М.: Дашков  и К, 2004.-

    672 с.

 

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

 

5. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/sholastika-i-patristika.html


Информация о работе Развитие средневековой философии от патристики до схоластики