Религии мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на “земляческую” помощь собственных богов. Иные из религий привязанные к определённой местности и народу отошли в небытие и порой вместе с породившими их народами, другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Файлы: 1 файл

религии мира.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Религии  мира. 

     Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на “земляческую”  помощь собственных богов. Иные из религий  привязанные к определённой местности  и народу отошли в небытие и  порой вместе с породившими их народами, другие же при всей их территориальной  ограниченности живут и по сей день.

     Но  были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям  не только того народа, из которого вышел  пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они  завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, разные материки: христианство, ислам  и буддизм стали мировыми религиями.  
 

     Христианство. 

     Наиболее  распространенная и одна из самых  развитых религиозных систем мира - христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее - восточной  провинции Римской империи. В  основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который  пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной  жизни. Это религия, в основе которой  лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил  в Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

     Христианская  религия провозглашает принцип  единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога - отца, Бога - сына и Бога - духа святого.

     Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение  Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан начинается история  Нового Завета с Богом. Это Завет  Любви. Его важнейшее отличие  от Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании  Бога, Который “есть Любовь”. На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека - закон. Христос же говорит: “Заповедь  новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас”. Христиане  считают, что именно Бог- сын в  образе Иисуса Христа, рожденного девой  Марией путём непорочного зачатия, является спасителем людей, погрязших  в своих грехах.

     Одно  из главных таинств  христианства - причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.

     Основные  положения христианства изложены в  «священном писании» - Библии. Библия делится  на две части: Ветхий завет и Новый  завет. Первая часть взята из иудаизма и тождественна Танаху. Вторая часть - Новый завет - специфична для христианства. Она состоит из 27 книг: четырёх книг Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о жизни Христа и излагаются основы его учения, книги «Деяния апостолов», сообщающей о проповеднической деятельности учеников Христа, 21-го послания апостолов, представляющих собой письма написанные Павлом и другими учениками Христа и адресованные ранним христианским общинам, и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в котором автор излагает сообщённое ему Богом пророчество о дальнейшей судьбе мира и человечества.

     Основная  идея христианства - идея греха и  спасения человека. Люди грешны перед  богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и  бедных - все грешники, все “рабы  божьи”.

     Христианство  привлекало людей обличением испорченности  мира и справедливости. Им было обещано  царство божье: те, которые здесь  первые - там станут последними, а  последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель  вознаграждена, высший суд свершится  и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского  Христа призывала не к политическому  сопротивлению, а к нравственному  совершенствованию.

     Христианство  уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического  характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся  начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке. Образовались две христианские конфессии - православие и католичество. Со временем от католичества отделилось ещё одно направление – Протестантизм.

     Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных и

     самостоятельных церквей и сект, связанных только своим происхождением. Появление  протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением  в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм".

     Протестантизм разделяет общехристианские представления  о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление  о чистилище. Вместе с тем протестантизм  выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания.

     Протестантизм категорически отвергает Священное  предание как недостоверное и  сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии.

     В протестантизме снято принципиальное различие между священником и  мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права  исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине.

     В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва  за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

     Богослужение  в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве  и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения, а священное  предание отвергнуто.

     Формирование  большинства течений протестантства проходило под идеей религиозного возрождения. 

     Ислам. 

     Ислам - вторая после христианства по числу  последователей мировая религия, религия  смирения и полной покорности всевышней  воле. Её основал в VII веке на почве  арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что  все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению  арабов под знаменем единого бога. Мухаммед призвал арабов верить в  единого бога и служить ему  в ожидании конца мира, судного  дня и установления “царства справедливости и мира” на Земле.

     В исламской религии Аллах - бог  единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего  сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких  богов, никаких бы то ни было самостоятельных  существ. Здесь нет христианской троицы с ее запутанными взаимоотношениями  между богом-отцом, его сыном Иисусом  и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае  и аде, о воздании человеку в загробном  мире за его дела. На страшном суде сам  Аллах будет допрашивать каждого  из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его  решения. Грешники попадут в ад, праведные  в рай.

     Священная книга мусульман - Коран. В нем  зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в  исламе традиции, текст Корана был  поведан пророку самим Аллахом  через посредство Джебраила. Аллах  не раз передавал свои священные  заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

     Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с  Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.

     Основных  обязанностей мусульманина ислам насчитывает  пять - исповедание, молитва, пост, милостыня  и хадж.

     Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о  том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым  человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был  соблюдать остальные обязанности  правоверного.

     Молитва - обязательный каждодневный пятикратный  ритуал. Те, кто не молится пять раз  в день - неверные. По пятницам и в  праздничные дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы (“стоящие впереди”). Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого - мытьё рук, ног, лица; и большого, в случае серьёзной нечистоты, - полное омовение всего тела). Если нет воды, её заменяют песком.

     Пост. У мусульман лишь один главный  и обязательный пост- рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых  детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни курить, ни развлекаться. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время - по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана.

     Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя  часть их в качестве милостыни  в пользу бедных. Обязательная милостыня - закят - воспринималась в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислялась обычно в несколько процентов их годового дохода.

     Хадж. Считается, что каждый здоровый мусульманин  должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться  Каабе. Совершившие обряд паломники  получают почётное наименование - ходжа. К этим пяти нередко добавляют  ещё один столп веры, шестой - священную  войну против неверных (джихад или  газават). Участие в войне освобождало  от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.  

     Буддизм. 

     К мировым религиям относится также  и буддизм. Буддизм - религия преодоления  страданий.

     Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и  на двенадцать -ислама. Буддизм - возник как противопоставление брахманизму. Если брахманизм следовал классовому строю, то буддизм категорически отверг кастовые различия. Все люди, согласно буддизму имеют одинаковые шансы к «спасению».

     Ортодоксальный  буддизм не признаёт божеств, создавших  мир и руководящих им. Высшее духовное начало, по представлениям буддистов, распылено по всему миру и находится  в состоянии постоянного покоя, называемом Буддой в себе.

     Буддизм считает любую жизнь ценой  страданий. Эти страдания, полагают буддисты, обусловлены желанием людей  существовать. Необходимо подавить в  себе желание к жизни - лишь тогда  прекратятся жизнь и сопутствующие  ей страдания.

     Однако  подавление стремления к бытию достигается  человеком с большим трудом. Оно  произойдёт лишь в том случае, если человек будет неуклонно следовать  путём, указанным Буддой. Таким образом, лишь живя в соответствии с этическими предписаниями буддизма, морально совершенствуясь, верующий может рассчитывать на полное прекращение страданий, погружение в нирвану (небытие). Иначе человека ожидает новая цепь перерождений (сансара) и связанных с продолжением жизни страданий.

Информация о работе Религии мира