Религии мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на “земляческую” помощь собственных богов. Иные из религий привязанные к определённой местности и народу отошли в небытие и порой вместе с породившими их народами, другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Файлы: 1 файл

религии мира.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

     Рождение  и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с  нелюбимым, недостигнутая цель и  неудовлетворённое желание - всё  это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты - вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

     Восемь  парамит (Восьмисоставной путь).

     Развивая  свое учение, Будда разработал подробный  так называемый восьмиступенчатый путь, метод постижения истины и приближения к нирване.

     Праведная вера (следует поверить Будде, что  мир полон скорби и страданий  и что необходимо подавлять в  себе страсти).

     Праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти  и стремления. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу - речь должна быть правдивой, доброжелательной).

     Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела).

     Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому).

     Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и  настраиваться на доброе).

     Праведные помыслы (следует уяснить, что зло - от вашей плоти).

     Праведное созерцание (следует постоянно и  терпеливо тренироваться, достигать  умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

     Представление о перерождении заимствовано буддизмом  из брахманизма.

     В соответствии с принципом кармы (воздаяния), также заимствованным из брахманизма, душа человека появляется при новом рождении в той или  другой телесной оболочке. Буддисты связывают  новое рождение с выполнением  человеком этических заповедей  религии.

     Весьма  своеобразен и буддийский взгляд на человеческую душу. Буддисты не считают её единым целым. Душа человека (как и его тело) является комбинацией различных частиц духовного начала - дхарм. Со смертью человека эти дхармы распадаются, чтобы потом соединиться в новой комбинации в соответствии с кармой.

     Правоверный буддист должен следовать особым правилам. Очень важной моральной  заповедью буддизма является запрещение убивать любое живое существо. Стремящиеся к достижению нирваны  особо религиозные буддисты, как  и джайны, тщательно процеживают воду перед её употреблением. Буддист должен быть весьма воздержан в пище, соблюдать целомудрие и ряд других ограничений, т.е. фактически вести монашескую жизнь.

     Весьма  важной этической нормой буддизма является принцип непротивления злу. Со злом, несправедливостью, согласно буддийскому  вероучению, нельзя бороться, так как  любое насилие вызывает ответное насилие. Правоверный буддист должен спокойно взирать на совершаемое  зло, не принимая никаких мер к  его предотвращению.

     Буддийское  «священное писание» называется Трипитака. Трипитака состоит из трёх частей. Первая из них Виная - питака сообщает о правилах, которые должны соблюдаться в буддийских общинах. Вторая часть - Сутта-питака рассказывает о беседах, которые вёл Будда со своими учениками. В третьей части - Абидарма - питаке даётся толкование основных догматов буддизма. Каноническими считаются также книги Сутта - Нипата (сборник поэм о Будде и его учении) и Джатаки (сборник повествований о перерождении Будды).

     Буддизм распадается на два основных направления: хинаяна и махаяна.

     Хинаяна, или тхеравада, сохраняет основные положения раннего буддизма и требует от своих приверженцев неукоснительного соблюдения устава. Буквальный перевод слова «хинаяна» - «малая колесница», (узкий путь спасения).

     Хинаянисты считают, что лишь монашеская жизнь может обеспечить нирвану. И Будда в хинаяне не рассматривается в качестве божества, а почитается как великий учитель.

     В хинаяне имеется ряд сект: дхаммают, маханикая, мальватта, азгирия и др.

     Махаяна, основанная буддийским богословом Нагарджуной, значительно отдалилась от классического буддизма. Само название «махаяна» означает «большая колесница» (широкий путь спасения). Согласно этому широкому пути, спастись может не только монах, но и мирянин.

     В отличие от хинаяны махаяна признаёт существование большого числа божеств. Будда рассматривается как Бог. Кроме того, легендарный основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама считают лишь одним из Будд - Буддой Сакьямуни. Существуют и сотни других Будд: Будда Амитаба (властитель рая), Адибудда (творец мира), Будда Майтрейя (Будда будущего) и т.д.

     Помимо  Будд, в махаянистском пантеоне имеются ещё бодисатвы, которые рассматриваются как существа, добившиеся права погружения в нирвану, но решившие остаться некоторое время на Земле для спасения людей. За бодисатвами следует архаты - святые. Верят махаянисты также в злых духов и другие сверхесттественный существа.

     Для махаяны характерно также представление  о рае и аде, неизвестные в  хинаяне.

     В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но всё же большого распространения буддизм не получил  и в мировую религию превратился  за её пределами - в Китае, Японии, Средней  Азии, Корее, Вьетнаме и ряде других стран, уже давно утратив позиции  на своей родине. Отторжение произошло  потому, что буддизм отвергал кастовость, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основанного на отвергаемой буддизмом традиции. 

     Индуизм. 

     Индуизм – одна из древнейших религий мира. Народы цивилизации долины Инда исповедовали многообразные культы богини-матери, поклонялись священным деревьям и столбикам фаллической формы. На ряде каменных табличек, обнаруженных при раскопках, изображен бог  в йогической позе, который является прототипом Шивы.

     В середине II тыс. до н.э. эта цивилизация была разрушена завоевателями, вторгшимися в долину Инда с северо-запада. Завоеватели, именовавшиеся ариями, говорили на индоевропейском языке, близком к древнеиранскому. Это были патриархальные племена, почитавшие главным образом богов, олицетворявших силы природы. В числе богов был Индра – бог бури и войны, Вайю – бог ветра, горный бог Рудра, бог огня – Агни, бог солнца – Сурья. Арийские жрецы, брахманы, совершали жертвоприношения и сочиняли гимны, которые составляют основу вед.

     К 9–8 вв. до н.э. брахманы  занимали главенствующие позиции в индийском обществе, а жертвенные обряды весьма усложнились. Уже в 7 в. до н. э. началась реакция на  чрезмерный   ритуализм и все возрастающую власть брахманов. В таких текстах, как араньяки, началось исследование смысла жертвоприношений, в упанишадах же поставлены под вопрос основополагающие космологические представления древних ариев. В самых ранних арийских гимнах говорится, что после смерти душа отправляется в преисподнюю. Новые мыслители выдвинули концепцию переселения душ, которая со временем была подкреплена законом кармы.

     К 6 веку до н. э. произошло становление   ряда религий, которые полностью отвергали ведийские жертвоприношения. Речь идет о последователях не только упанишад, но и о многих новых сектах, включая джайнов и буддистов. Все они ставили во главу угла освобождение от бесконечных рождений и сходились на том, что освобождение достигается не жертвоприношениями, а медитацией. Соперничество различных сект длилось почти тысячелетие. К 500 н.э. победу одержал индуизм, вобравший в себя многие положения буддизма и джайнизма, включая доктрину ненасилия, вегетарианство и воздержание от алкоголя, а также ряд новых элементов богопочитания. В индуистский пантеон был введен Будда.

     Расцвет индуизма и его победа над буддизмом  и джайнизмом совпали во времени  с периодом интенсивных философских  исканий. Между 6 в. до н.э. и 5 в. н.э., появилось не менее десятка соперничавших доктрин. Все они сходились на том, что мокша представляет собой главную цель человека, но расходились во многих теологических и метафизических тонкостях. Особо выдвинулось шесть философских школ («шесть даршанов»): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Считалось, что каждая из них предлагает действенный способ освобождения, но наибольшую популярность обрела одна только веданта.

     Индуизм, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут  в Республике Индия, которая занимает  большую часть субконтинента. Индуистские  общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и  Тобаго, Гайане.

     Индуизм охватывает широкое многообразие верований  и обрядов. Терпимость, с которой  в рамках индуизма относятся к  разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело  децентрализованная религия. В отличие  от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Большая часть фундаментальных  положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни  этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм  развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования  и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

     Несмотря  на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат  несколько определенных фундаментальных  положений.

     За  пределами вечно изменчивого  физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

     Судьба  души в каждой новой жизни зависит  от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая  добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной  кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

     Для большинства индуистов важным элементом  религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются  сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или  инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

     Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким  классическим санскритским текстам, как  веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов  эпические поэмы Рамаяна и  Махабхарата, часто в переводе с  санскрита на местные языки. Часть  Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически  каждому индуисту. Бхагавадгита ближе  всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

     Сложнейшая  религиозная система индуизма гибко  сочетает в себе самые, казалось бы, противоположные крайности и  умело приспосабливается к самым  разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять  несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью постоянно порождать новые школы и течения. Вся эта необозримая пестрота существует в единых общих рамках, что и позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с едиными мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. 

     Иудаизм. 

     Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и  имеющей значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. В государстве Израиль иудаизм  фактически является государственной  религией.

     Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями около 100лет до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Информация о работе Религии мира