Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 21:51, реферат
Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на “земляческую” помощь собственных богов. Иные из религий привязанные к определённой местности и народу отошли в небытие и порой вместе с породившими их народами, другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.
Иудаизм
как религия – важнейший
В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000–1600 лет до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период.
Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога. При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога).
Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле термином «Тора» обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем. Приверженцы либерального, или реформистского иудаизма не считают, что Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом. Поскольку же Откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов.
Еврейское
вероучение не содержит догматов, принятие
которых обеспечивало бы еврею спасение.
Иудаизм придает гораздо
Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, дающий жизнь вечную, – всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Он и трансцендентен, и имманентен. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании. Бог сам создатель и света, и тьмы. Зло – непостижимая тайна, и человек принимает его как вызов, на который нужно ответить, борясь со злом, где бы оно ни обнаруживалось в мире. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога.
Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор.
Человек
не должен служить Богу за вознаграждение,
тем не менее Бог воздаст за праведность
в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм
признает бессмертие человеческой души,
но между приверженцами разных течений
существуют разногласия относительно
воскресения из мертвых. Ортодоксальный
иудаизм считает, что оно произойдет с
приходом Мессии, реформисты эту идею
полностью отвергают. Существует несколько
интерпретаций небесного рая, где блаженствуют
праведники, и ада (геенны), где несут наказание
грешники. Библия об этом умалчивает, но
более поздняя литература содержит самый
широкий спектр представлений о рае и
аде.
Зороастризм.
Зороастризм. Древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра. До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии. Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов, доминировавших в военных союзах, и была по сути пуританской реформой нравов. Важнейшая особенность зороастризма - синтез монотеизма и ярко выраженного дуализма, представления о противоборстве доброго и злого начал.
Верховное божество зороастризма - Ахурамазда. Выступает в качестве творца всех противоборствующих сил. В до-зороастрийский период (период индо-иранской общности) дэвы и ахуры представляли из себя божества. В зороастризме они эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания". Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира. Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий. Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту парсов. К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения, преимущественно в сторону монотеистических тенденций. К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы ислама и христианства. Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре.
По
происхождению эта религия
Сегодня
зороастризм можно назвать
Синтоизм.
Синтоизм — национальная религия Японии, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Многие люди думают, что синто — исконная религия японцев — больше не существует, или что она быстро умирает. Они думают, что она приходит в упадок после капитуляции Японии в конце Второй мировой войны. Но традиционные верования и обычаи сохраняются. Невозможно указом или законом отменить верование. Поражение Японии во Второй мировой войне и последующие несколько лет американской оккупации, несомненно, изменили некоторые религиозные церемонии и практики. Но все еще существует то, что невозможно изменить. Это глубинный религиозный дух японцев. Они называют его Синто — «Путь Богов».
Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков — покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма — глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.
Японцы верят, что те же чудесные силы, которые управляют природой, действуют и в них самих. Между ними нет никакого различия, не существует никакой черты, отделяющей божественное от человеческого. По этой причине религия человека и его жизнь настолько тесно взаимосвязаны, что почти невозможно сказать, где кончается одно и начинается другое. Те, кто заявляет, что Синто -- это не религия, возможно, сбиты с толку именно этой тенденцией. Для мыслящего японца именно так и должно быть. Почему религия должна быть каким-то «довеском» к жизни человека?
Японцы находят покой и вдохновение в красоте всего окружающего. Они построили свои храмы в необычайно красивых местах. Они стараются постоянно быть настроенными на любовь ко всему окружающему.
Японцы продолжают посещать храмы различных богов и богинь, чтобы помолиться о хорошем урожае, пище или процветании нации. Они привычным образом совершают омовение и складывают ладони в знак уважения, как часто делают люди Востока. Затем они делают пожертвования деньгами или рисом, снимают обувь и входят в храм.
Синтоисты используют не образы богов, а их символы. На их алтарях находятся пластинки или полоски бумаги с именами богов, которым они хотят воздавать почести. Там горит светильник, и семья, по возможности ежедневно, ставит туда цветы, немного вина или рисового пирога. Преданные синтоисты стараются каждый день совершать перед алтарем религиозные обряды.
В
Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских
святилищ (дзиндзя), в которых отправляют
обряды свыше 27 тыс. священнослужителей
(каннуси). В то время как крупные храмы
обслуживают десятки каннуси, на несколько
десятков мелких приходится по одному
священнослужителю. Большинство каннуси
сочетает служение синтоизму с мирскими
занятиями, работая в качестве учителей,
служащих местных муниципалитетов и других
учреждений. Дзиндзя, как правило, состоит
из двух частей: хондэн, где хранится предмет,
символизирующий объект культа (синтай),
и хайдэн — зал для молящихся. Обязательным
атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая
перед ним арка П-образной формы — тории.
Даосизм
и Конфуцианство.
Даосизм и Конфуцианство – Эта религия основана на философии. Основателями этой философии были Лао-Цзы, и Конфуций. В основе этой философии лежит путь к гармонии человека и природы, а так же общей гармонии в общении между людьми.
Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество Еще задолго до Лао-Цзы путь, по которому развивается мир, был назван Дао, что означает просто «путь» или «путь, по которому идти». До сих пор это переводилось как «природа» или «путь природы». Это путь, по которому движется вселенная. Человек — часть вселенной. Когда люди наиболее естественны, они живут в соответствии с законами взаимодействия различных частей вселенной. Если бы предоставить Дао свободу действовать среди людей, то все шло бы наилучшим образом, ведь Дао — это путь совершенства: совершенного развития, совершенной гармонии.своей близостью к природе. Творцом даосизма считается Лао-цзы, "Старый мудрец".
Дао
- это нечто всеобъемлющее, что
заполняет собой все
Второе начало китайской культуры - конфуцианство. Его создатель - Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун. Он родился около 551 г. до н.э. Семья принадлежала к старинному, но разорившемуся аристократическому роду.
Благодаря Конфуцию средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется "китайскими церемониями".
В любой момент жизни, на любой случай - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала - трактат Ли-цзы, сжатое, суммарное изложение конфуцианских норм, имевших обязательную силу на протяжении двух с лишним тысяч лет. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тем большей тщательностью, чем более высокое положение в обществе человек занимал.