Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:49, контрольная работа
Всякая истинная философия - поздний плод культурного развития, она возникает и существует как "зрячий разум" культуры, развертываясь в непрерывном и преемственном диалоге идей. Русская религиозная философия XX столетия формируется на излете "петербургской" эпохи, перед очередным и, может быть, самым драматичным разрывом в российской истории. Это исключительно сложное духовное явление, ставшее возможным в том числе и благодаря высокому уровню культуры петербургской России начала века. Можно спорить об элитарности или "узости" культурного слоя ее носителей, о перспективах ее дальнейшего развития, но при всех противоречиях эта явно не "массовая" культура отвечала самым высоким критериям.
1. Введение
2. Основная Часть
2.1. Русская религиозная философия
2.2. Славянофильство
2.3. Учение А.С.Хомякова об обществе и государстве
2.4. Софиология С.Булгакова
2.5. Философия В.С.Соловьева: Бог как Всеединство мира и человека
3. Заключение
4. Список литературы
Содержание
2.1. Русская религиозная философия
2.2. Славянофильство
2.3.
Учение А.С.Хомякова об
2.4. Софиология С.Булгакова
2.5. Философия
В.С.Соловьева: Бог как
Введение
Всякая истинная философия - поздний плод культурного развития, она возникает и существует как "зрячий разум" культуры, развертываясь в непрерывном и преемственном диалоге идей. Русская религиозная философия XX столетия формируется на излете "петербургской" эпохи, перед очередным и, может быть, самым драматичным разрывом в российской истории. Это исключительно сложное духовное явление, ставшее возможным в том числе и благодаря высокому уровню культуры петербургской России начала века. Можно спорить об элитарности или "узости" культурного слоя ее носителей, о перспективах ее дальнейшего развития, но при всех противоречиях эта явно не "массовая" культура отвечала самым высоким критериям.
На современном этапе наша страна активно пытается найти то, что принято называть «национальной идеей». Как мне представляется, очевидно, что идеи русской религиозной философии, по крайней мере, в некоторой своей части, могли бы послужить основой для такой идеи. Поэтому изучение идей русской религиозной философии актуально и необходимо, как с научной, так и с общественной точек зрения.
В данной работе предпринята попытка изучения основ русской религиозной философии. В соответствии с поставленной целью в работе анализируются истоки русской религиозной философии и идеи главных ее представителей: В.С. Соловьёва, С. Булгакова, А. С. Хомякова.
Русская религиозная философия
Религиозная философия в России
сформировалась как вполне определенная
сфера отечественной культуры к середине
XIX в. Под русской религиозной философии
следует понимать многообразие форм отечественной
мысли, стремящихся сделать религиозное
начало конструктивным фактором философствования,
а также сочетать в рамках целостного
мировоззрения богословское наследие
восточно-христианского мира, религиозно-нравственный
опыт русского православия и достижения
западноевропейского интеллектуального
развития. Именно установка на новое качество
миросозерцания, культурного самосознания,
потребного России в условиях Нового времени,
выражает типологическое существо отечественной
религиозной философии, позволяет определять
ее наиболее типичных представителей
и говорить о ее национально особенном
историко-культурном происхождении. В
этом смысле, явления русской религиозной
философии обладают многогранной собственной
спецификой, сравнительно с более или
менее религиозно нейтральным и узко специальным
философским дискурсом на русской почве,
с религиозно ориентированным философствованием
в сфере католической и протестантской
культуры и с теми формами философии религии,
которые представляют опыт научно отвлеченного
исследования религиозного сознания.
Славянофильство
Славянофи́льство — это литературно- и религиозно-философское течен
Исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор между "иосифлянами" и "заволжскими старцами", представителями который были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. В этом споре рассматривались две проблемы - отношение церкви к ереси (в связи с появившейся тогда в Новгороде "ересью жидовствующих") и решение проблемы упадка нравов в монастырях. Заручившись поддержкой Ивана IV, иосифляне одержали верх, что и принято считать разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, т.к. движение "заволжских старцев" возникло под влиянием византийских "исихастов"(учения, о необходимости очищения и удаления от мирской суеты). Позже, благодаря победе иосифлян, впервые выдвигается идея "Москвы как третьего Рима", выдвинутая в начале XVI монахом Псковского монастыря Филофеем, которая в течение века становится ведущей идеологией Московской Руси. "Два Рима падоша - а третьи стоит,а четвёртому не быти". Считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение "Святая Русь"6.
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие. Причём среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Учение А.С.Хомякова об обществе и государстве
Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1856)
Социальная философия Хомякова делает различие между обществом и государством. Славянофильство не государственная идеология, а общественная. Хомяков, как и все славянофилы, не только не государственник, но даже антигосударственник. Идея живого общественного организма, а не мертвого государственного механизма, лежит в основе славянофильской социальной философии. Герой славянофильской общественности - народ, а не государство. Сама идея царя у славянофилов - не государственная и даже антигосударственная. Славянофилы не только не поклонялись идолу государственной власти, но всем сердцем своим отвергали этот идол, не любили его и противились ему. Славянофилы были своеобразными анархистами, анархический мотив у них очень силен. И в этом были они выразителями русского национального духа - не государственного, не формалистического, мало склонного к политическому строительству. Самый монархизм славянофилов - не государственный, а анархический. Славянофилы - сторонники самодержавия не потому, что народ русский любит политическую власть и поклоняется политической мощи, а потому лишь, что народ этот не любит политической власти и отказывается от политической мощи. Высшее религиозное призвание русского народа, его духовное делание требует освобождения от политического властвования, от бремени государствования. Русский народ, по вере славянофильской, отрицает юридические гарантии, не нуждается в них, отвергает всякий формализм как противный сердцу народному. Формализм и юридические гарантии нужны лишь в отношениях завоевателей и завоеванных, но не нужны там, где власть государственная - органическая, народная по своему происхождению. Отсюда и отрицание механики количеств, принципа большинства голосов, отрицание того, что общественная правда может рождаться из арифметического подсчета, то есть механически.
По учению Хомякова,
власть изначально принадлежит
народу, но народ не любит власти
и не хочет властвовать. Народ
понимает власть не как право,
а как обязанность. И вот
народ русский, народ,
Хомяков,
как и все славянофилы,
Патриархальная семья - первичная ячейка славянофильской общественности. За ней следует патриархальная сельская община. Сельская община - один из китов славянофильской общественности. Все славянофилы так привержены были общине, так боролись за нее, точно от факта её существования зависели судьбы мира. Эта переоценка значения общины как факта культуры материальной, экономической, заключает в себе внутреннее противоречие для религиозного учения об обществе. Я указывал уже, что славянофилы бессознательно тут склоняются к экономическому материализму, так как дух слишком прикрепляют к экономике. Соборность, духовный коллективизм не может зависеть от таких экономических производственных фактов, как сельская община. Хомяков был сторонником славянофильски-своеобразного общественного коллективизма, круговой поруки всех за всех. Но идею христианской соборности он слишком приковал к временным и изменчивым формам социального быта. У него выходило почти так, что без сельской общины христианство невозможно. Идея личности, столь же центральная в религии Христа, как и идея соборности, была задавлена в славянофильской общественной философии. Русская сельская община фактически давила личность, принудительно оставляла её на низком уровне культуры, и потому её нужно было устранить во имя высших форм культурной жизни. Возрастающая личность, высвобождаясь из стихии рода, неизбежно и праведно восстает против старых патриархальных отношений. Славянофильски-народническая социальная идиллия разбита и жизнью, и критикой. Факт развития в России капитализма и европеизации общественных форм позитивно неотвратим. И нельзя бороться с этим фактом патриархальной реакцией. Сам Хомяков вряд ли бы поддерживал свой общественный идеал, если бы жил теперь, после опыта последних десятилетий; для этого он был слишком живым человеком. Борьба со страшными сторонами капиталистического развития не может вестись славянофильскими средствами. Личность нельзя уже удержать в патриархальном роде, она неизбежно высвобождается из него. Соборность же церковная абсолютна, она не зависит от времени, как зависят общественность, формы семьи, патриархальные отношения, стихия рода. Церковные идеи Хомякова остаются в силе и тогда, когда ничего уже не остается от его общественных идей.
Но славянофилам удалось
указать на своеобразие
Центральный вопрос об
Именно потому, что государственная власть
в России народного происхождения, именно
потому она христианская и не может быть
нейтральной. Государство и церковь в
России связаны неразрывно не чрез цезарепапизм,
а чрез народ: в христианском сознании
народа государство неотделимо от церкви.
Русский народ, как народ христианский,
не может примириться с безбожной властью,
с нехристианской государственностью.
Народ не допускает отделения государства
от Церкви. Государственной власти, не
освященной Церковью, народ не признает
и не покорится. Хомяков требует покорности
государственной власти, освященной Церковью,
и бунтует против государственной власти,
от Церкви отделенной. Русский народ хочет
жить лишь в христианском государстве,
русский народ слишком анархичен, чтобы
жить в ином государстве. И тут Хомяков
угадал какую-то правду о России, невозможность
для России безрелигиозного, бесцерковного
государственного пути, жажду религиозной
санкции власти, власти от Бога, а не от
людей. Но все же славянофильское учение
о христианском государстве, о власти,
освященной Церковью, несостоятельно.
Христианское государство, во всяком случае,
должно быть государством христиан. Вряд
ли можно признать, что современное русское
государство есть государство христиан,
а потому нельзя и сказать, что оно государство
христианское. Измена народа и общества
христианству, отпадение от веры делает
невозможным христианское государство,
превращает его в лицемерие. Русская историческая
власть - нехристианская, она не служит
христианской правде, и разрыв её с народом
роковой. Да и никогда не было и не могло
быть христианского государства; государство
- не Град Божий. Хомяков смешивал полуязыческий
русский град с грядущим Градом Христовым.
Можно спорить о формах разделения Церкви
и государства, о временах этого разделения,
но само разделение провиденциально неизбежно,
необходимо для мировых судеб Церкви.
То будет разделение христианства и язычества,
Нового и Ветхого Завета, благодати и закона,
свободы и необходимости.
У Хомякова, как и у всего славянофильского
поколения, не было чувства растущей силы
антихристова духа в обществе и государстве,
в нем было слишком много идилличности.
Он не понимал ещё, что во всякую власть
государственную проникает дух антихристов,
дух человеческого самообоготворения.
Человековластие и человекообоготворение
есть и в государственном абсолютизме,
и в социальной демократии. Все обстоит
не так благополучно, как казалось славянофилам.
В государственности, в природе власти
раскрываются глубины сатанинские. Славянофилы
угадали много верного, но сознание их
было ограничено. В общественном духе
славянофильства много есть такого, что
мы принимаем как наследство, но их государственная
идеология отвергнута жизнью.
Информация о работе Религиозная философия в Росии начала XX века