Религия как форма мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Слово «религия» связано с латинским relegare – относиться с уважением. По другой трактовке, восходящей ещё к А. Августину, оно произошло от глагола religare, что значит «связывать» (небо и землю, бога и человека). Обычно религию отждествляют с верой в сверхъестественное, однако, понятие сверхъестественное шире, чем понятие религии. В сверхъестественное могут входить суеверия, которые развитые формы религии, основанные на вере, отрицают. Мистика так же относится к сверхъестественному, но не всякая мистика носит религиозный характер.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….2
Магия в религиозном сознании первобытного человека…………........3
Магия и религия………………………………………………………….…...5
Национальные религии
Иудаизм………………………………………………………………….6
Индуизм………………………………………………………………….8
Зороастризм…………………………………………………………....10
Религии Китая
4. Конфуцианство…………………………………………………......…..12
5. Даосизм……………………………………………………………….....13
Мировые религии
Буддизм………………………………………………………………….14
Христианство (православие, католицизм, протестантизм)………....15
Ислам……………………………………………………………………..19
Отношение Фейербаха к религии…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

referat_po_filosofii.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

Большой популярностью  пользуются в настоящее время  гуру, объявляющие себя воплощением  того или иного божества. В настоящее  время Индуизм исповедуется большинством населения Индии, он распространён  также в Неапале, Шри-Ланке, Бангладеш и других странах, где проживают выходцы из Индии.

Зороастризм.

Зороастризм – древнеиранская религия, возникшая в VII – VI вв. до н.э. Основателем считается Заратуштра. Основными источниками являются пять Гат в «Ясне», входящие в состав священной книги Зороастризм Авесты. В «Денкарте» образ Заратуштры полностью мифологизирован. Ахура-Мазда создал его духовную сущность в начале бытия и поместил в ствол дерева хаомы, а через шесть тысяч лет Заратуштра был призван способствовать победе добра над злом на земле, получив человеческое воплощение. Согласно «Гатам» он воплощает в себе на земле моральную триаду: мысль-слово-дело. Главным в проповедях Заратуштры является учение о свободе выбора человека в борьбе добра и зла. Заратуштра считается посредником между богом и людьми, распорядителем судеб умерших на Судейском мосту Чинвад. Полагают, что Заратуштра проповедовал своё учение в Восточном Иране и Средней Азии. Для этой религии характерен дуализм. Весь мир разделён на две сферы: земную-мир вещей и духовную-мир души. Во вселенной происходит борьба добрых духов и божеств-ахуров со злыми духами и божествами-дэвами. В небесном, добром мире господствует положительная троица, составляющая одновременно моральную триаду. Ахура-Мазда – владыка, вездесущий, воздействующее слово; Арту-Вахишта – дух огня, обеспечивающий наилучший распорядок, доброе дело; Воху –Мала – дух скота, несущий благую мысль. Им противопоставляются духи и божества зла. Во главе стоит Анхра-Майнью (греч. Ариман). Существует триада злых богов: Друдж (бог лжи, злое слово), Ако Мана (злая мысль), Айшма (дух грабежа, злое дело). Эсхатология зороастризма состоит в учении о трёх жизненных эрах. В первой эре – царстве Ахура-Мазды царило добро. Во второй эре идёт ожесточённая борьба добра и зла. Это царство Анхра-Майнью. Последняя эра - грядущая жизнь, где установится победа добра после Судного дня. Согласно зороастрийской антропологии, человек – двойственное существо. Помимо тела и души(урван) он имеет дух-душу(фраваши) – хранительницу, предшествующую будущему своему носителю. До соединения с телом и душой она принимает участие в создании мира и имеет своё начало в Ахура-Мазде. Согласно зороастрийскому учению, главная цель жизни человека – помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Содержание деятельности праведного человека сводится к триаде: хумата, хухта, хваршта – «добрые помыслы», «добрые речи», «добрые дела». Особое значение в нормах поведения зороастрийца занимает отношение к огню, воде, земле. Специфический обряд захоронения – «выставление» в дакмах (башни молчания) трупов. Вследствие этого четыре почитаемых элемента (вода, земля, воздух, огонь) с ними не соприкасаются. В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета: хаома, драунах и мйазда. Хаома – напиток бессмертия. Драунах(«доля») представляет собой пресную лепёшку. Мйазда – некая пища, возможно мясо, у современных парсов – фрукты. Основных праздников в Зороастризме шесть, и каждый продолжается по пять дней. У зороастрийцев существуют особые предметы одежды, ношение которых обязательно и служит отличительным признаком правоверного. Это – стахр пайсанха («расписанная звёздами») – нательная рубашка, авйанхана – пояс из определённого количества ниток. Зороастризм придавал большое значение ритуальной чистоте. Обряды очищения были тщательно разработаны для людей, скота, растений, воды, земли, огня. В настоящее время Зороастризм существует в виде парсизма в Западной Индии.

 

Религии Китая

Конфуцианство.

Конфуцианство, этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц, удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом влияло на мировоззрение и социальный уклад Восточной Азии вплоть до XX века. Так до наших дней.

 

Даосизм.

Даоси́зм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками. Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в последнем даосизме – бессмертия). Даосизм – это не просто пассивное созерцание. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиозно настроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческого существования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из него тайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие.   В формировании даосизма значительную роль сыграли и такие древние мыслители,  например Ле-цзы и автор труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» и более поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины».

В современном  Китае чисто религиозный даосизм  сходит на нет, а из некогда крупных школ сохранились лишь две: «Путь совершенной истины» и «Путь истинного единого».

 

 

Мировые религии.

Буддизм.

Буддизм –  древнейшая мировая религия, роль которой и до настоящего времени остаётся велика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Европе и Америке. Он возник в середине I тыс. до н.э. в Индии. Будда – ключевая фигура в буддизме, самый влиятельный персонаж, первым достигший нирваны. Датой «рождения» буддизма называют примерно VII-VI века до н.э. Исходя из религиозных текстов, Будда родился в Непале (Индия). Он являлся наследником правителя Индии, которому предсказали, что его сын станет святым человеком. Будда сделал вывод о том, что беды и страдания – это лишний жизненный элемент, мешающий обретению духовного спокойствия, а тем более достижению нирваны. Поэтому необходимо по возможности избегать страданий в жизни. Религия буддизм проповедует только положительные эмоции, которые возникают у человека (счастье, добро, сердечность, энтузиазм, любовь). Также религия буддизм развивает в человеке желание и стремление к избеганию плохих (отрицательных) впечатлений в жизни. Для достижения нирваны, Вам необходимо постичь 4 благородных истины, и к тому же пройти Восьмеричный путь. Только при соблюдении всех условий Вы получите такую возможность. Однако потом эта религия подверглась изменениям, свои двери открыли новые школы буддизма в разных странах мира. Это привело религию буддизм к тому, как мы ее сегодня понимаем. Начальное обучение и монашеская организация, которые были учреждены Буддой, могут именоваться как предсектантский буддизм.         

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников,, центральное место среди которых  занимает палийский канон «Типитака» (или«Трипитака» - «Три корзины»). По буддизму, жизнь во всех её проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. после распределения соответствующего сочетания наступает смерть, но драхмы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ. К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ. Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

Христианство.

Христианство  – одна из трёх наряду с буддизмом  и исламом мировых религий. Основными  источниками вероучения являются Священное  Писание – Библия и Священное  Предание – догматы, выработанные на соборах, сочинения отцов церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) – события земной жизни  Христа. Христианство возникло в I в. В Палестине, находившейся тогда в составе Римской империи. Первые христианские проповедники обращались, по-видимому, главным образом к иудеям и лишь отчасти к эллинам и другим «язычникам». По мере распространения христианства в него вовлекались всё более широкие слои населения. Христианство усвоило и переосмыслило ряд идей иудаизма, митраизма, древних восточных религий, а также распространённых в те времена философских учений. В христианстве были переосмыслены идеи иудаизма, такие, как монотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм.

Суть христианского  догмата троичности Бога состоит  в утверждении, что Бог выступает  в трёх лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все  три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. В процессе своего развития христианство распалось на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм.

Православие.

Православие – одна из трёх основных христианских конфессий наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие распространено преимущественно в странах Ближнего Востока, Восточной Европы, в России и на Балканах. Важнейшими положениями православной веры являются догматы: тринитарные (например, догмат единосущия, догмат личного бытия ипостасей Святой Троицы); христологические (касающиеся личности Иисуса Христа); мариологические (определяющие статус Божией Матери); хамартиологические (содержащие учение о грехе); сотериологические и эсхатологические(содержащие учение о спасении, Страшном суде и конце света); экклесиологические (раскрывающие учение о церкви) и пр.

Каждая из трёх ипостасей Св. Троицы, по православному учению, обладает всей полнотой божественных свойств, вытекающей из их единой божественной сущности: всеведением, вездесущностью, всемогуществом, возрождением, творением, святостью, способностью очищения от греха людей, промыслительным действием в мире, совершением чудес, предсказанием будущего и т.д. В православии сохраняется институт монашества, среди христианских культов особенное развитие получили культы святых, реликвий и икон. Русское православие представлено в первую очередь Русской Православной церковью. Православие на Руси было известно задолго до официальной даты крещения Руси (988г.). Но и значительно позднее в русской традиции сохранялось двоеверие – синкретическое смешение христианских и древнеславянских культов и ритуалов. Для русского православия характерна активная канонизационная деятельность. Актуальными для российского православия на современном этапе являются культуроохранительные и миротворческие идеи, проблемы социальной диаконии, экклесионизма и катехизации, а также экуменизм.

Католицизм.

Католицизм – одно из трёх направлений в христианстве. Понятие «католицизм» появилось в середине II в. И отражалопретензии идеологов западного христианства на то, что именно их исповедание является «вселенским» и соответствующим учению Христа и апостолов. Католицизм окончательно оформился после разделения христианства в 1045 году на два направления – западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве канонического католицизм признаёт все книги, включённые в латинский перевод Библии (Вульгата). Признавая основой спасения веру и добрые дела, католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом этого спасения. Церковь есть божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность) и апостольность. Единство церкви, согласно католицизму, покоится на учении Христа о церкви как едином Теле Господнем. Католицизму присущ иерархический принцип организации духовенства. Основу иерархии католицизма составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ). Для всех священнослужителей в католицизме обязательно безбрачие (целибат). Католицизм, как и православие, признаёт семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование),но в их понимании и совершении существуют различия. Например, таинство крещения в католицизме производится путём поливания головы крещаемого или погружения его в воду, в то время, как в православии только погружением в воду. Помимо общего для всех христианских конфессий признания существования ада и рая, католицизм сформулировал в XV – XVI вв. догмат о чистилище – промежуточном пребывании душ умерших до решения их участи. Свою задачу католическая церковь видит в наполнении мира христианским гуманизмом, стоящим над любой идеологией и социально-политическими различиями общественных систем и любых сообществ. Современный католицизм – крупнейшая и наиболее распространённая разновидность христианства.

Протестантизм.

Протестантизм – одно из трёх главных, наряду с  католицизмом и православием, направлений  в христианстве, возник в период Реформации – массового антикатолического  движения в Европе в XVI в. Протестантизм сохранил представления о бытии Бога, его триединстве, трактуемом, однако, в некоторых направлениях специфически (унитарии, свидетели Иеговы, мормоны), о бессмертии души (кроме адвентистов и свидетелей Иеговы), рае и аде, об Откровении, о Промысле божьем и любви к Его творению, о богодухновенности Священного Писания, Богочеловечестве Иисуса Христа, Его непорочном зачатии, искуплении первородного греха, воскресении, втором пришествии, о Страшном суде, воскресении мёртвых, о воздаянии, грядущем Царстве Божием. Но протестантизм выдвинул и три новых принципа: признание исключительного авторитета только Священного Писания, учение об оправдании верой, равенство верующих перед Богом и в связи с этим отрицание особенного благодатного авторитета духовенства (принцип всеобщего священства). Согласно протестантскому вероучению, первородный грех настолько извратил природу человека, что он потерял способность различать добро и зло, поэтому путь к спасению лежит не через добрые дела, аскетизм или совершение таинств – это несущественно. Спастись можно только личной верой в искупительную жертву Христа. Добрые дела, совершаемые христианином, - это следствие его любви к Богу и веры в Евангелие Христа. Каждый христианин в силу своего крещения вступает в личную связь с Богом, не нуждаясь в посредниках в лице церкви и священнослужителей. Изучение и толкование Библии является обязанностью каждого верующего, в отличие от католицизма, где толкование Библии мирянами считается грехом. Для осуществления такой возможности Библия переводилась на национальные языки. Протестантизм упразднил церковную традицию, отказался от догматического различия между священником и мирянином. В протестантизме отменён целибат, отсутствуют монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства привёл к переосмыслению и изменению культа. Было отменено почитание мощей и икон, поклонение святым и праздники в их честь. Было упразднено пышное церковное убранство, алтари, иконы, статуи, колокола. Протестантизм отвергает католический догмат и молитвы за умерших. Остаются только два признаваемых протестантизмом таинства – крещение и причащение. В отличие от католической и православной интерпретации, протестантское толкование не признаёт идеи сообщения посредством таинств особой благодати. Основу богослужения составляют чтение Библии, проповедь, пение религиозных гимнов. Большая роль отводится молитвам как коллективным, так и индивидуальным. Сохранятся самые значительные праздники католического церковного года. Некоторые протестантские объединения соблюдают праздники гражданского происхождения, например, День благодарения в США.

Информация о работе Религия как форма мировоззрения