Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:32, реферат
Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.
Введение
Роль религии в развитии общества
Религиозная патология
Функции религии
Мировоззренческая функция религии
Культуротранслирующая функция религии
Политическая функция религии
Нравственная функция религии
Заключение
Список литературы
С другой стороны, многие конкретные
религии выдвигают определенные
препятствия для участия
Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой. Эта проблема, в принципе имеющая не только религиозный характер («белых ворон» травят везде), также дала пищу творческим людям для отображения различных проблем имеющих не только фактическую (запрет, к примеру, на танцы), но и общечеловеческую (суть запретов вообще, свобода воли) сути.
Но надо все же признать, что, несмотря на негативное отношение некоторых религий к искусству, большинство существующих творений человеческой культуры, так или иначе связано с религией.
6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Политика – это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (эта та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбрали. И если религиозная организация устами своих руководителями заявляет, что она в политической деятельности не участвует, то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). в то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой – в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности [3].
«Плюс» политической функции
религии состоит в содействии
религиозных организаций
Религия постоянно служила мотивом или прикрытием в политике, и наоборот. Многие войны, конфликты, законы продиктованы исключительно религиозными мотивами, какими бы непонятными с точки зрения современного «человека мира» они не казались, поскольку, к сожалению, религия образования все-таки человеческое. Именем Бога делались, делаются, будут делаться такие вещи, которые ничьим другим именем и не прикроешь, как они бесчеловечны. Именно религиозными мотивами поддерживается самый длительный из современных конфликтов: противостояние Израиля и стран ближнего Востока. Но нельзя говорить, что разногласия в религиозных взглядах являются единственной причиной подобных конфликтов, некоторые страны используют этот конфликт, для решения своих интересов. Например, содействием некоторому потеплению отношений можно прикрыть непопулярные меры в отношении своего народа или других стран. Религия, для которой границ существовать не должно стала заложницей (или инициатором) появления этих самых границ (Северная Корея с одной стороны и упомянутый конфликт с другой).
Хотя этот пример (как и
терроризм исламских
Кроме прямых очевидных мер
(войны, теракты, преследование людей
с другими политическими
В современном мире, дабы окончательно не потерять своего влияния религии следует, на мой взгляд, заниматься каждым человеком в отдельности, а не разношерстными народами и линиями на карте их разделяющими. Только таким опосредованным образом и может религия влиять на политику, поскольку время грубых мер прошло.
7. НРАВСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Положительное значение нравственной
функции религии состоит в
пропаганде и выработке позитивных
нравственных норм. «Минус» этой функции
состоит в одновременной
Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать «до седмижды семидесяти раз», не разводиться.
Отрицательно оценивают историки и те места в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют верующих на отказ от общения инакомыслящими следует как вывод из толкования определенных мест текста, то в Псалмах Давида этот призыв звучит прями и непосредственно: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…» (Пс., 1:1). Такими же настроениями по отношению к другим верующим пронизаны и многие другие религии.
Многие нравственные нормы религий с точки зрения современного человека нуждаются в пересмотре, что в принципе достаточно тяжело, а иногда и невозможно. Например, неоднозначная (с точки зрения светского человека) проблема эвтаназии по христианским нормам вообще не является проблемой. С позиций некоторых восточных верований опыты над животными недопустимы (поскольку нельзя вредить живым существам вообще), хотя благодаря этим опытам выжило немало приверженцев этих верований. Вообще мир слишком разнообразен, чтобы пытаться его запихнуть в рамки каких угодно догм, но консерватизм религий часто не может справиться с динамикой и выступает как тормозящий фактор в выработке новых нравственных норм.
Однако, в Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма – это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки этой нормы. Первая звучит так: «Как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними» (Матфей, 7:12). С небольшой перестановкой слов эта же нравственная норма повторяется в седьмой главе Евангелия от Луки. Данную формулировку деятели культуры назвали в последствии «золотым правилом» нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой – плохим. Золотое правило нравственности сформулировано в некоторых более древних, чем Евангелия, документах прошлого (например, в записях рассуждений Конфуция). Однако миллионы людей узнали об этом правиле только из Евангелия. Вторая формулировка требования гуманизма звучит так: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 19:19 и др.).
В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др.
Между негативными и позитивными
нормами Библии нередко возникает
состояние логического
Что касается негативных норм Библии, то их «правильность» признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие «хорошее», полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямо противоположным образом, чем было сказано в Библейском поучении. Так, в пятой главе Евангелия от Матфея от имени Иисуса Христа верующим дается следующая рекомендация: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Однако сами служители культа зачастую, например, дают отпор грабителям. А при совершении религиозного преступления «верующие» и вовсе забывают о своих идеалах.
Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал – это образ исторической личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболее общеизвестен Иисус Христос, в данном случае не будет рассматриваться его природа, а лишь его нравственная характеристика.
Христиане дают личность Христа абсолютно нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный человек, , который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежал критике. Примерно такую же позицию занимают мусульмане по отношению к пророку Магомеду.
Историки, как и верующие,
образ евангельского Христа считают
воплощением нравственного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом религия всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Со своей личной позиции мне сложно судить, нужна ли религия в дальнейшем, ведь для того чтобы творить добро, не обязателен Бог. ДА, несомненно, на современное определение (скорее ощущение) добра сильно повлияла концепция Бога, но именно концепция (я надеюсь, что свобода воли, пропагандируемая господствующей мировой религией не фарс). И наше современное добро и зло, то, что человек мыслит как добро и зло не что иное, как основной вклад религии в наш мир, то, что не все этому следуют, это совсем другая проблема, но прав был Вольтер. Ради того, что сделано религией она имела право на ошибки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: Идея-пресс, 2006. – 664 с.
Смирнов, И.Н., Титов, В.Ф. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. – М., 1998. – 288 с.